Информация к новости
  • Просмотров: 4637
  • Автор: ZLN
  • Дата: 4-06-2006, 23:05
4-06-2006, 23:05

ПУШКИН - ПАТРИОТ

Категория: Наука и культура

Каждая годовщина со дня рождения Пушкина побуждает нас с особым чувством перечитывать его произведения, вчитываться в письма и критические статьи, всматриваться в него как в общественного деятеля. Он многому учит нас, в том числе и любви к русскому народу и русской истории. Недаром говорят, что многие осознают себя русскими через Пушкина. Хотя отношение поэта к России не было идиллическим…

Во время михайловской ссылки неволя временами так угнетала поэта, что он готов был вырваться любым путем. Даже разрабатывал с приятелями план тайного побега за границу. В такие минуты он ненавидел Россию. «Ты, который не на привязи, – писал он Петру Вяземскому, – как можешь ты оставаться в России?» Но это были именно «минуты». В том же письме он возмущается: «Мы в сношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда… Русский барин кричит: мальчик! Забавляй Гекторку (датского кобеля). Мы хохочем и переводим эти барские слова любопытному путешественнику. Все это попадает в его журнал и печатается в Европе – это мерзко.
Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног – но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство».

Он любил свое Отечество, видел все его недостатки и несуразности, но страдал от того, что над этим насмехаются иноземцы. Он не соглашался и с теми соотечественниками, которые не видели в России ничего хорошего. Свою позицию патриота Пушкин ярко выразил в письме к Петру Чаадаеву в ответ на его опубликованное «Философическое письмо», в котором тот «отказал» России в достойном месте среди европейских государств – и религия не та, и история ничтожна…

«Вы знаете, что я далеко не во всем согласен с вами, – написал поэт. – Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена… Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться… Татарское нашествие – печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре (от гибели царевича Дмитрия в Угличе до избрания на царство Михаила Романова. – З. Н.), – как, неужели все это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть история?.. А Александр, который привел нас в Париж?.. Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражают, как человека с предрассудками – я оскорблен, – но я клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории моих предков, такой, какой нам Бог ее дал…»

В 1830 году произошло польское восстание. Восставшие не только добивались освобождения от российской зависимости. Они также претендовали на присоединение к Польше украинских, белорусских и литовских земель. Европейские, особенно французские, журналисты и депутаты бурно выступали в поддержку поляков. В ответ Пушкин написал патриотические стихотворения «Перед гробницею святою…», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина», где восклицал:


…Оставьте нас; вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага –
И ненавидите вы нас…

За что ж, ответствуйте; за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..

(«Клеветникам России»)


Здесь Пушкин напоминает «просвещенной Европе», что именно Россия «повалила в бездну» Наполеона. А на «кровавых скрижалях» русско-польских отношений действительно записано немало: это и многовековая борьба украинского казачества и крестьянства с шляхетской Польшей; и польская интервенция 1610-1611 годов, когда польские войска были в Москве, и горел Кремль… Слово «быдло» на Руси тоже «ввела» польская шляхта.

Великого русского поэта возмутило, как быстро забыли «европейцы», что потерпели жестокое поражение во время нашествия Наполеона на Россию. А потерпели поражение не только французы. Ведь половину наполеоновского войска составляли представители всех европейских государств – от Испании до Польши.

Восставшие поляки были разбиты, предместье Варшавы Прага было занято русской армией в день годовщины Бородинского сражения – 8 сентября (по ст. ст.):


Великий день Бородина
Мы братской тризной поминая,
Твердили: «Шли же племена,
Бедой России угрожая;
Не вся ль Европа тут была?
А чья звезда ее вела!..
Но стали мы пятою твердой
И грудью приняли напор
Племен, послушных воле гордой,
И равен был неравный спор.

И что ж? Свой бедственный побег,
Кичась, они забыли ныне;
Забыли русский штык и снег,
Погребший славу их в пустыне.
Знакомый пир их манит вновь –
Хмельна для них славянов кровь;
Но тяжко будет их похмелье;
Но долог будет сон гостей
На тесном хладном новоселье,
Под злаком северных полей!..»

(«Бородинская годовщина»)


Великий русский патриот Пушкин учит нас любить свою Родину не только в дни ее величия и благоденствия. Он учит любить ее в годину бед и вставать на ее защиту, давая отпор врагам. Он напоминает о ее богатырской истории, учит гордиться своим Отечеством!


Май 1999 г. – май 2006 г. З. Никитина







ZLN
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Облако тегов

Архив новостей

Февраль 2024 (1)
Январь 2024 (1)
Ноябрь 2023 (1)
Октябрь 2023 (2)
Сентябрь 2023 (1)
Август 2023 (1)

Ссылки

{sape_links}
^