» » Беззащитная Россия
Информация к новости
  • Просмотров: 2294
  • Автор: Рыбовед
  • Дата: 22-03-2008, 09:59
22-03-2008, 09:59

Беззащитная Россия

Категория: Главная

Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, депутата Государственной думы В.И. КАШИНА на “круглом столе”, посвященном состоянию Вооруженных Сил России

Более 15 лет руководство страны ведет непрерывный разговор о военной реформе, будто бы преследующей цель создания современных Вооруженных Сил. Однако факты говорят о том, что проведение реформы зашло в тупик и во многом подменено показухой и пустыми обещаниями. За это время так и не найден ответ на стратегически важный вопрос: для чего России нужна армия и какой она должна быть? На основе же официальных открытых документов, таких, как “Военная доктрина Российской Федерации” и “Актуальные задачи развития Вооруженных Сил РФ”, весьма проблематично вести военное строительство, адекватное нынешней международной ситуации.

ИДЯ НА ПОВОДУ у США, российское руководство готовит армию не к отражению широкомасштабной агрессии, а к защите интересов олигархического капитала. Такую позицию по отношению к Вооруженным Силам руководство страны объясняет отсутствием стратегического противника и некими “экономическими интересами” России.

Сложившаяся обстановка в мире требует коренного пересмотра военной доктрины с учетом реалий нашего времени. Каковы же они? Это продвижение НАТО на восток и окружение России кольцом военных баз, отказ США от взаимного сокращения ядерных арсеналов и их выход из Договора по противоракетной обороне, обустройство военных баз в бывших соцстранах, ежегодный рост военных расходов и т.д. Бюджет США на 2008 год составляет около 700 миллиардов долларов, превышая в 25 раз объем средств, выделяемых на содержание и обеспечение Вооруженных Сил России.

При отсутствии ясной военной доктрины невозможно определить адекватную стратегию обеспечения армии вооружениями и военной техникой. России необходима внятная концепция долгосрочного военного строительства, предполагающая построение принципиально новых, современных и эффективных Вооруженных Сил.

Очевидно, что России нужна современная, хорошо вооруженная, боеспособная армия, всегда готовая защитить страну. Сегодняшняя армия этим критериям не соответствует. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо, во-первых, адекватно вооружить армию. Это требует существенного увеличения ее финансирования. Нынешнее выделение средств на уровне 2,5% ВВП только усугубляет негативные тенденции деградации обороноспособности страны. Необходимо выделять на нужды обороны минимум 3,5% ВВП, как это делается в большинстве развитых стран.

Недофинансирование армии отрицательно сказывается на ее оснащении современными видами техники. Удельный вес современного оружия в Вооруженных Силах не превышает 20%, тогда как в армиях, нам противостоящих, этот показатель составляет минимум 60%. Чтобы поддерживать войска хотя бы на минимально достаточном уровне, требуется ежегодно закупать современные образцы военной техники в объеме не менее 5—6% от общего числа вооружений. Это примерно 100—150 самолетов, 200—250 танков, 50—60 вертолетов и т.д. Сегодня у нас эти цифры на порядок меньше. С 2000 года в Вооруженные Силы было поставлено всего 27 межконтинентальных баллистических ракет с боевыми частями, всего 3 новых самолета — один Ту-160 и два Су-34, немногим более 60 танков Т-90. За этот же период ВМФ и морские погранчасти получили менее 10 надводных и подводных кораблей и катеров. На ближайшие семь лет госпрограммой запланировано поставить армии всего 60 самолетов. Правительству России необходимо срочно пересмотреть программу технического переоснащения Вооруженных Сил.

Тревогу вызывает кризисное состояние стратегических ядерных сил (СЯС), благодаря которым наша страна обеспечивает свой суверенитет. На сегодня они располагают 681 межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) и баллистиче-скими ракетами на подводных лодках (БРПЛ) с 2460 боевыми частями (БЧ), 79 самолетами с 884 крылатыми ракетами, то есть всего 3344 заряда. Только за 2000—2007 годы СЯС утратили 405 носителей и 2498 зарядов. Списано два Ту-95МС, один Ту-160 потерян в катастрофе. Если сокращение российского ядерного арсенала продолжится нынешними темпами, то к середине следующего десятилетия у российских СЯС останется не более 300 МБР подводного базирования, а также не более 600 БЧ для них. В таких условиях продолжение выполнения СЯС силами функции ядерного сдерживания окажется под вопросом.

Ситуация усугубляется ошибочным решением о развитии мобильных ракетных комплексов РС-12 “Тополь” и РС-24 “Тополь-М”. Оно мотивировалось тем, что повышение точности американских стратегических ракет снижает боевую устойчивость отечественных МБР шахтного базирования. Однако сегодня, когда США обладают спутниками оптической, инфракрасной и радиолокационной разведки, передающими информацию в реальном времени, устойчивость “Тополей” стала, по сути, нулевой. При этом продолжается уничтожение наших многозарядных ракет РС-18, РС-20 и, что особенно радует американцев, железнодорожных подвижных комплексов РС-23.

В связи с этим отдельной проблемой является сохранение эффективного ядерного статуса России как такового. Речь идет о способности наших стратегических ядерных сил нанести гарантированный и невосполнимый для потенциального агрессора ущерб после его ядерного удара по России. Эта способность уже сейчас оказалась под угрозой. Причем дело не только в технике — иссякают уникальные кадры ядерщиков. Пожилые специалисты просто вымирают, а преемственность и подготовка новых полноценных кадров отсутствуют.

Правительству необходимо срочно поставить задачу о продлении срока эксплуатации многозарядных носителей, прекратить уничтожение ракетных комплексов, обеспечить проектирование новых многозарядных носителей шахтного базирования.

С морской составляющей стратегических ядерных сил дела обстоят еще хуже. В России уничтожено 80% подводного флота с баллистическими ракетами. Авиационная группировка СЯС к 2015 году будет иметь 50 бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. Сегодня Военно-Воздушные Силы России имеют 79 таких самолетов.

Аналогичная ситуация складывается на Военно-Морском Флоте. По боевым возможностям наш флот на Балтике уступает в 2 раза шведскому и финскому, в 4 раза — немецкому; на Чёрном море — в 3 раза турецкому, не говоря уж о двадцатикратном превосходстве над нами американского флота. Российский ВМФ разбросан по пяти почти или полностью изолированным друг от друга морским и океанским театрам военных действий. Всё это крайне затрудняет маневр силами между ними даже в мирное время. В ближайшие 8—10 лет надводный флот неизбежно, а подводный с высокой степенью вероятности станут флотами прибрежного действия.

Военно-промышленный комплекс страны подвергся жесточайшему расчленению и приватизации, искусственному банкротству и распродаже за бесценок, в том числе и зарубежным фирмам. Достаточно упомянуть о таких гигантах, как Балтийский завод, Уфимское моторо-строительное производственное объединение, “Уралмашзавод”, Московский вертолетный завод им. Миля, воронежский завод “Электроприбор”, завод “Красное Сормово”, Тульский ЦНИИ систем управления, серийный завод по производству ядерного оружия в г. Арзамас-16 (Саров), и многих других. Иностранцы, к нашему стыду, имеют блокирующие пакеты акций в ОАО “АНТК им. Туполева”, Саратовском ОАО “Сигнал”, в ЗАО “Евромиль” и т.д. Не так давно немецкая компания “Сименс” скупила блокирующий пакет акций уникального российского объединения “Силовые машины”, которое было гордостью нашей страны. В этом же ряду следует отметить замысел передислокации Главкомата ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург с одновременным уничтожением старейшего российского Инженерного института ВМФ — единственного учебного заведения, готовящего специалистов для атомного флота.

Сюда же относится ничем не обоснованное реформирование Министерства по атомной энергии, которое ответственно за разработку ядерного оружия. Сначала его трансформировали в Агентство по атомной энергии, а совсем недавно преобразовали в Корпорацию по атомной энергии — получастную организацию, открыв путь к приватизации оборонных промышленных объектов. Правительство должно восстановить это министерство в полном объеме его функций.

Ядерные центры страны — разработчики ядерного оружия теряют профессиональные кадры, деградирует лабораторно-испытательная база. Нет достоверной информации о состоянии ядерного арсенала в целом, так как почти 20 лет не проводятся испытания ядерного оружия. Руководству России следует рассмотреть целесообразность выхода нашей страны из Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и выработать адекватные меры по возобновлению ядерных испытаний хотя бы для подтверждения работоспособности ядерного арсенала, а также рассмотреть вопрос о целесообразности передачи США 500 тонн российского оружейного урана.

В постсоветский период оборонно-промышленный комплекс России утратил множество технологий и целые поколения квалифицированных кадров. Эти потери постепенно становятся невосполнимыми. Главным фактором, который позволил отрасли выжить хотя бы отчасти, стала ее переориентация на внешний рынок. Около 80% мощностей ВПК работает на другие страны.

Эффективность ВПК остается низкой, поставка в армию современных вооружений задерживается. Увеличивается технологическое отставание ВПК от других стран. Истребитель Су-34, танк Т-90, другие образцы оружия, которые принято называть современными,— всё это модификации техники прошлого века. Внятная программа разработки перспективных образцов вооружений так и не была разработана.

Путинские потуги в виде создания оборонно-промышленных “холдингов” не помогают. Монополизация разработок и производства вооружений и военной техники — тупиковый путь. В советское время ради обеспечения конкурентоспособности вооружений власти старались поддерживать эффективную внутреннюю конкуренцию между конструкторскими бюро и предприятиями ВПК. С другой стороны, игра в “конкуренцию” при закупке вооружения ставит предприятия, расположенные в Сибири и на Дальнем Востоке, в неравные условия, вынуждая их продавать свою продукцию по цене ниже себестоимости, приводя в итоге к банкротству.

При отсутствии эффективного контроля над военными расходами в производстве и закупках вооружений процветает коррупция, цены на госзаказ непомерно раздуваются. “Невыполнение гособоронзаказа из года в год увеличивается, причем процент невыполнения увеличивается пропорционально увеличению ассигнований на гособоронзаказ”, — заявил 19 апреля 2007 года в Екатеринбурге зампред Военно-промышленной комиссии генерал армии В. Путилин. Если в конце 2006 года цена танка Т-90, поставляемого “Уралвагонзаводом”, составляла 42 млн. рублей, то в начале 2007 года — уже 58 млн. рублей. За 11 лет строительства подводного ракетного крейсера стратегического назначения “Юрий Долгорукий” цена его разработки превысила проектную в семь раз.

Правительству России необходимо разработать действенную систему мер, исключающую злоупотребления при выполнении гособоронзаказа и закупке вооружений.

Всегда главной ценностью Вооруженных Сил Союза ССР был человек в погонах, патриот и интернационалист. Эти замечательные качества советского солдата и командира прошли проверку в годы войны с фашизмом. Заявляя об исчезновении опасности войны и обещая заменить пушки на масло, “реформаторы” подорвали авторитет военной службы, а сегодня пытаются заменить народную армию наёмной. Практически не ведется военно-патриотическое воспитание молодого поколения. В результате происходит массовое уклонение молодежи от военной службы. Среди призывников каждый третий не может служить по состоянию здоровья, а среди тех, кого удалось в прошлом году призвать в армию и на флот, половина имела ограничения по здоровью, 40% на момент призыва нигде не учились и не работали, а зачастую имели криминальное прошлое.

Провалились все попытки реформы порядка комплектования Вооруженных Сил. Непродуманные шаги в виде перехода на годичный срок службы в армии лишь усложняют ситуацию. Уже в 2009 году Министерство обороны столкнется с неизбежным кризисом комплектования армии. Теперь потребуется ежегодно призывать на службу 700 тысяч молодых людей, тогда как в 2009 году 18-летнего возраста достигнут всего 843 тысячи человек. В итоге власти могут прибегнуть к отказу от всех отсрочек и таким образом разрушить систему образования, по которой переходом на так называемый болонский стандарт уже нанесен колоссальный удар. Не дает положительных результатов и комплектование армии по контракту, которым часто пытаются подменить срочную службу.

Социальная защищенность военнослужащих оказалась хуже, чем у гражданских чиновников. Около 160 тысяч офицеров, прапорщиков и мичманов не имеют жилья, у семей младшего офицерского состава и почти 40% военных пенсионеров доходы ниже прожиточного мини-мума. К примеру, у командира взвода доход составляет 8—10 тысяч, командира полка — 12—14 тысяч, дивизии — 15—20 тысяч рублей. И это при том, что средняя зарплата по стране достигла 14 тысяч рублей, а законсервированные средства в стабфонде и золотовалютных резервах зашкалили за 600 млрд. долларов. Каждый младший офицер не может создать семью и мыкается по общежитиям. Из-за неудовлетворенности решением жилищного вопроса в 2006 году более 1000 человек, набранных для службы по контракту, отказались от выполнения договоров.

В 2006 году В. Путин объявил о запуске новой “президентской” программы “15+15” по обеспечению военнослужащих жильем, но в 2006 году по этой программе было сдано всего 6500 новых квартир, а в 2007-м — еще около 12 тысяч. Такие темпы могут только законсервировать решение этой проблемы.

В результате падения авторитета военной службы, низкой социальной защищенности людей в погонах в Вооруженных Силах образовался сорокатысячный некомплект офицеров. Только 2% контрактников изъявляют желание продлить контракт. Отток из армии выпускников военных вузов остановить не удается.

Правительству необходимо вернуться к вопросам комплектования Вооруженных Сил и патриотического воспитания допризывников. Вопросы социальной защищенности военнослужащих следует сделать одним из главных приоритетов деятельности исполнительной власти и органов военного управления.

Состояние Вооруженных Сил России в условиях обострения борьбы за энергетические ресурсы вызывает большое опасение. Однако руководителями военного ведомства назначаются лица, не имеющие никакого отношения к армии и не пользующиеся уважением в воинской среде. Значительная часть руководящего кадрового состава Министерства обороны и Генерального штаба не имеет практического опыта командования войсками в масштабе оперативно-стратегического объединения. Забытая властью, плохо вооруженная, плохо оплачиваемая, бесквартирная армия, небоеспособный призывной контингент, криминальные неуставные отношения — таковы характеристики сегодняшних российских “реформированных” Вооруженных Сил. Под угрозой оказался ядерный статус страны — наиболее существенный гарант суверенитета и национальной безопасности России.

Власть просто обязана осознать всю важность и актуальность сложнейших проблем по обеспечению национальной безопасности нашей Родины и принять соответствующие меры. В противном случае у страны нет будущего. Очень верно подмечено, что тот, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую.

Источник ПРАВДА

Другие материалы по теме:
Вооруженные силы, официально живые, но реально мертвые
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Облако тегов

Архив новостей

Апрель 2019 (8)
Март 2019 (14)
Февраль 2019 (12)
Январь 2019 (28)
Декабрь 2018 (6)
Ноябрь 2018 (10)

Ссылки

{sape_links}
^