» » Дэн Сяопин - архитектор "китайского чуда"
Информация к новости
  • Просмотров: 5103
  • Автор: Рыбовед
  • Дата: 23-08-2004, 14:01
23-08-2004, 14:01

Дэн Сяопин - архитектор "китайского чуда"

Категория: В мире

В ПОСЛЕДНИЕ годы Китай удивляет человечество бурным ростом экономики, да и успехами во всех областях человеческой деятельности. Поначалу эти успехи были скромными. О них знали только специалисты — китаисты. В общественном сознании прочно укоренились стереотипы КНР как зоны отсталости, где огромное, в миллиард человек, население тщетно бьется с нищетой. Однако там происходили вначале внешне незаметные, но огромные изменения. И вот пришло время, когда о Китае заговорили: одни, как, например, Америка, с тревогой, другие — как друзья Китая во всем мире, включая Россию, — с глубоким уважением.

Сегодня успехи Китая общепризнанны. Если кто-то еще сомневался, то в прошлом году мир получил самое убедительное подтверждение выхода КНР на передовые позиции в науке и технике. Отправив на орбиту вокруг Земли корабль с человеком на борту, Китай стал космической державой. На это оказались неспособны европейские державы. А вот Китай, к которому еще вчера относились в лучшем случае снисходительно, теперь прочно занял место, достойное этой страны с великой историей. Кстати, еще одно подтверждение нового статуса КНР пришло в эти дни — с Олимпийских игр в Афинах, где китайская команда уверенно вошла в тройку лидеров по числу золотых медалей, оттеснив признанные спортивные державы, включая Россию.

К достижениям Китая мы еще вернемся, а сейчас зададим вполне уместный вопрос: что стоит за этим историческим рывком вперед? И отвечая на этот вопрос, помимо признания традиционного таланта и трудолюбия китайского народа, мы должны сегодня отдать дань уважения и человеку, который по праву считается в мире архитектором «китайского чуда». Это Дэн Сяопин, столетие со дня рождения которого Китай и все люди левых убеждений отмечают в эти дни.

В чем суть особого вклада, который сделал Дэн Сяопина одним из наиболее выдающихся мировых лидеров ХХ столетия? Для понимания этого нужно хотя бы кратко вернуться к истории этой страны. Китайская Народная Республика была создана в октябре 1949 года после победоносной революции под руководством КПК во главе с Мао Цзэдуном, сначала освободившей страну от японских оккупантов, а затем нанесшей поражение вассалам Америки, буржуазным националистам — чанкайшистам. А до этого Китай или его отдельные части столетиями находились под колониальным владычеством Японии и западных империалистических держав в первую очередь, Англии, бесцеремонно грабивших его. Там, куда не добирались колонизаторы, даже еще в начале ХХ века, царил феодализм. Буржуазия (компрадорская) только начала возникать. По оценке иностранных исследователей страна находилась в состоянии глубокого сна, в то время как мир бурно развивался. И не было видимых признаков пробуждения.

Эти признаки были. Но их на Западе не хотели замечать. На деле первая половина ХХ века была эпохой антиколониальной и антифеодальной революции. Но не капитализм, не буржуазия должны были сменить в Китае власть феодалов. Под могучим влиянием Великой Октябрьской социалистической революции, под мощным воздействием идей Маркса и Ленина в Китае глубоко осознание того, что именно социализм даст возможность преодолеть тяжелейшие, кажущиеся непреодолимыми проблемы отсталости.

Одним из тех, кто еще в юном возрасте посвятил себя борьбе за социализм, был Дэн Сяопин. Из-за тяжелейшей безработицы в 1920 году в возрасте 16 лет он был вынужден уехать во Францию. Через два года вступил в комсомол, а еще через два — в созданную в 1921 году Коммунистическую партию Китая. Он работал и учился. Но он не хотел стать мелким французским буржуа, о чем мечтали многие его сверстники. Дэн Сяопин хотел быть революционером. Поэтому вполне логично он (под фамилией Дозоров) оказался в Москве, в знаменитом Коммунистическом университете трудящихся Востока. В 1927 году партия отозвала его в Китай. Там начинались серьезные дела. Дэн Сяопин включился в нарастающую национально-освободительную борьбу.

Дэн Сяопин не был теоретиком, изобретающим социальные концепции в уютном кабинете. Он был прежде всего бойцом: политкомиссаром 129-й дивизии, а затем армии. Но армии, не марширующей на парадах, а сражающейся, терпящей поражения и добивающейся побед. К своим идеям, которые преобразили Китай, Дэн Сяопин шел из глубины народа и из жара борьбы.

В конце 1949 года революция победила. В 1952 году Дэн Сяопин был назначен заместителем Чжоу Эньлая, председателя Государственного административного совета (правительства), а в 1953 году — министром финансов. Возникшая на прочном основании великой цивилизации Китайская Народная Республика начала быстро развиваться. Немалую роль в этом сыграла бескорыстная, поистине братская помощь Советского Союза, которую в Китае и поныне помнят и ценят. Однако с середины 50-х годов между партийным руководством наших стран начались серьезные идейные разногласия. Китай начал поиск собственной модели социализма. Резкий уклон «влево» к политике всеобщей уравниловки, «большого скачка вперед» привел к хаосу «культурной революции», которая нанесла тяжелый ущерб стране, отбросила ее назад. Дэн Сяопин к началу «культурной революции» входил в состав высшего руководства страны. Однако он стал одним из первых, кто попал под удар. Хунвейбины требовали расправы над ним. Но его лишь сослали в отдаленную провинцию, где он три года работал слесарем на тракторном заводе.

К началу 70-х годов тупиковость «культурной революции» стала очевидной. Надо было все начинать заново. Дэн Сяопин вернулся в состав руководства партии и страны. Его идеи начали оказывать всевозрастающее влияние на определение нового курса страны. Поскольку путь самоизоляции оказался ущербным, Дэн Сяопин предложил неслыханное: учиться у всего мира, осваивать его достижения.

В Китае его поняли, хотя и не сразу. На Западе, да и у нас в стране, его не поняли вообще. Дэн Сяопина начали изображать «рыночным реформатором». Довольно часто вспоминают его высказывание, что не важно, какого цвета кошка, белого или черного, лишь бы ловила мышей. Под этим подразумевается некая идеологическая всеядность, этакий циничный прагматизм: мол, не важно, по какому пути пойдет Китай — социалистическому или капиталистическому, лишь бы росла экономика. Люди, которые запомнили из великого наследия Дэн Сяопина только это, попросту не знают, что он лишь использовал народную поговорку из его родной провинции Сычуань «не важно, кошка рыжая или черная...».

Но главное в том, что он не был сторонником перехода от социализма к капитализму, коим был Горбачев, запутавшийся в собственных экспериментах и пошедший на слом социализма, чтобы скрыть свои грехи. Дэн Сяопин был, прежде всего, убежденным коммунистом. Его твердая вера в неизбежную победу социализма, его глубокое убеждение в том, что только социализм, а затем и коммунизм избавят Китай от бедности и обеспечат резкий подъем уровня жизни людей, поистине красной нитью проходят через все его выступления и статьи. Мы будем часто цитировать высказывания Дэн Сяопина, ибо ничто лучше, чем его собственные слова, отлитые в четкую, законченную форму, не дает представление об этом великом человеке и о его идеях, которые способствовали столь удивительному преображению Китая.

РАЗМЫШЛЯЯ над тем, как в кратчайшие сроки преодолеть и многовековую отсталость, и разрушения времен «культурной революции», Дэн Сяопин в конце 70-х годов выдвинул в качестве стратегической задачи модернизацию Китая в четырех областях: сельское хозяйство, промышленность, оборона, наука и техника. Но это не был набор благих пожеланий. Он предложил и способ преодолеть отсталость. Выступая, в частности, на всекитайском совещании в марте 1978 года, он сказал: «Только через учебу у передовых стран можно их догнать и перегнать. Повышать уровень отечественной науки и техники, разумеется, необходимо за счет наших собственных усилий,.. придерживаясь курса на независимость, опору на свои собственные силы. Однако независимость и самостоятельность — это не замкнутость, а опора на собственные силы — это не безрассудный отказ от всего иностранного. Наука и техника являются достоянием всего человечества, создавших их совместным трудом. Каждая нация и страна должны учиться всему положительному у других стран, перенимать у них достижения передовой науки и техники. Нам предстоит прилежно учиться у заграницы не только потому, что сегодня наша наука и техника еще отстают. Даже тогда, когда наша наука и техника достигнут передового мирового уровня, мы все равно должны перенимать у других все лучшее».

Это открытое заявление о необходимости учиться у Запада не было началом скрытого движения к капитализму, как у Горбачева после провала «перестройки». Наоборот, через год, 30 марта 1979 года, Дэн Сяопин выдвинул тезис о том, что при осуществлении модернизации в четырех областях необходимо твердо следовать четырем основным принципам. Это социалистический путь; диктатура народа или пролетариата; руководство со стороны Компартии; марксизм-ленинизм и идеи Мао-Цзэдуна. Эти принципы и по сей день остаются главной доктриной КПК, они записаны в конституции КНР. То есть ни о какой капитуляции перед капитализмом речи и не шло.

Более того, в этот же день Дэн Сяопин сделал четкое заявление о том, какой идеологии будет придерживаться Китай. «Что лучше: капитализм или социализм? Конечно, социализм...В основе социалистической экономики лежит общественная собственность, производство при социализме ведется не в целях эксплуатации, а в целях максимального удовлетворения материальных и культурных потребностей народа. Благодаря этим особенностям социалистического строя у нашего народа есть общий политический, экономический и социальный идеал, общие нормы морали. Ничего этого в капиталистическом обществе никогда не может быть. Капитализм не может существовать без сверхприбылей миллионеров, без эксплуатации и ограбления, ему не спастись от экономических кризисов, не сформулировать общих идеалов и морали, не избавиться от исключительно серьезной преступности, морального падения и отчаяния».

Глубокая вера Дэн Сяопина в социализм не была проявлением идеализма. Этот человек, и повоевавший, и поработавший заместителем главы правительства — министром финансов, то есть знавший жизнь Китая во всех ее проявлениях, совершенно четко понимал, что только социализм может обеспечить преодоление вековой отсталости. В те же годы он высказал соображения принципиального характера о соотношении плановой и рыночной экономики. Экономический смысл государственного переворота 1991 года в нашей стране был, в частности, в отказе от плановых начал в управлении экономикой и абсолютизации рыночных отношений. А вот по убеждению Дэн Сяопина: «Неправомерно утверждать, что рыночная экономика существует лишь в капиталистическом обществе... Почему ее нельзя развивать при социализме? Рыночная экономика не является синонимом капитализма. Основу у нас составляет плановая экономика, которая существует в сочетании с рыночной. И хотя социалистическая рыночная экономика по форме напоминает капиталистическую, у нее есть и отличия. В ее основе лежит общенародная собственность, и хотя она, безусловно, связана с коллективной собственностью и с иностранным капиталом, изначально она.. носит социалистический характер».

Еще одна его крупная идея, которая помогла преобразить Китай, заключалась в том, что личная заинтересованность человека является важнейшим двигателем прогресса всей страны. Дэн Сяопин был убежден в том, что некоторые районы Китая и некоторые люди, работающие лучше, могут стать зажиточными раньше. И это будет стимулом для всех остальных тянуться за ними. Но это не было скрытым признанием западного индивидуализма. Напротив, он считал, что «При социализме личные интересы должны подчиняться коллективным интересам, интересы частного — общим интересам, временные интересы — перспективным, иными словами, частное должно подчиняться целому, неглавное — главному. То, что мы ратуем за эти принципы и осуществляем их, вовсе не означает, что можно игнорировать личные, частичные и временные интересы. Ведь при социализме основные личные и коллективные интересы, частичный и общий интерес, временные и перспективные интересы, в сущности, едины. Если поступать наоборот, гнаться за личными интересами в ущерб коллективным интересам, за интересом частного в ущерб интересам целого, за временными интересами в ущерб перспективным интересам, то неизбежно пострадают и те, и другие интересы».

Дэн Сяопин был демократом не на словах, а в своей глубинной сути. В книге его дочери Маомао «Мой отец Дэн Сяопин», переведенной на русский язык, отмечается, что Китай был страной с более чем двухтысячелетней историей феодально-имперского абсолютизма. Потрясения гражданской войны до 1949 года и «культурной революции» до середины 70-х годов никак не способствовали становлению демократии, в том числе и внутрипартийной. И Дэн Сяопин в немалой степени способствовал подлинно демократическим преобразованиям в стране, включая отмену пожизненного пребывания в должности кадровых работников.

В 1980 году, находясь на пике своего влияния в партии и стране, он заявлял, что эта «пожизненная» система препятствует развитию страны. Настаивая на развитии демократии в партии и государстве, на необходимости целеустремленной подготовки смены, он писал: «Чрезмерная концентрация власти нецелесообразна, ибо она препятствует социалистической демократии и демократическому централизму в партии, развитию дела социалистического строительства и выявлению коллективной мудрости, открывают лазейку самоуправству отдельных лиц, колеблет коллективное руководство, а также является важной причиной зарождения бюрократизма в новых условиях».

А в июне 1989 года он сделал еще более поразительное заявление: «Как только новое руководство приступит к своей деятельности, я более не стану вмешиваться в дела. Такой мой политический наказ. Почему я так поступаю? Отнюдь не по соображениям скромности или каким-либо иным соображениям. Очевидно, что сейчас слишком много зависит от меня, что не идет на пользу ни государству, ни партии....Сейчас мне уже 85 лет, в таком возрасте человек должен проявлять сознательность. Если стабильность ситуации или нормальный ход событий зависят от одного-единственного человека, принятие решения может быть чрезвычайно затруднено. В случае необходимости я всегда смогу прийти на помощь, но ни в коем случае не хочу занимать какой-нибудь официальный пост».

Многое говорит о личности Дэн Сяопина и его отношение к Мао Цзэдуну после краха «культурной революции». Напомним, что он был отправлен на «перевоспитание» в отдаленную провинцию по указанию Мао. Немало пострадала от гонений и семья Дэн Сяопина. Однако, вернувшись во власть, он не проявил не малейших признаков мстительности, неоднократно призывая не торопиться давать оценки временам «культурной революции». Более того, он принял на себя ответственность за часть ошибок той политики, ибо на ее начальном этапе был одним из лидеров партии.

ВСЕ ЭТО только общие очертания тех крупных идей, которые выдвинул Дэн Сяопин и которые позволили Китаю совершить столь мощный рывок вперед. Как подчеркивалось на Х съезде КПРФ, «в Китае социализм как способ производства и общественно-экономическая формация соединил все факторы, обеспечивающие единство страны: исторические, национальные, культурные...» Формат газетной статьи просто не позволяет изложить огромное наследие этого великого политика и мыслителя. Но для нас важно посмотреть уже сегодняшними глазами на то, чего добился социалистический Китай, осуществив модернизацию по пути, предложенному Дэн Сяопином.

В апреле этого года я был в Китае после почти пятилетнего перерыва. Перемены там вновь произвели на меня глубокое впечатление. Пока российские власти хоронят социализм, социалистический Китай догоняет Америку, развивая свою экономику невиданными темпами — до 8—12% в год. За время реформ с 1989-го по 2001 год валовой национальный продукт был утроен. Компартия Китая поставила задачу — к 2010 году его вновь удвоить, а к 2020-му — удвоить и этот показатель. Итогом должно стать построение среднезажиточного общества в стране, где живет одна пятая человечества — 1 миллиард 300 миллионов человек.

Китай меняется буквально на глазах. Достаточно выглянуть из окна пекинской многоэтажки, чтобы увидеть круглосуточно работающие десятки кранов. Строят красиво, современно, быстро, с национальным колоритом. В крупных городах уже почти нет кварталов убогих домишек. В 2003 году 40% выпущенного в мире цемента потреблено на стройках Китая. За последние годы построено до 30 тыс. километров современных автострад. В Пекине уже пять кольцевых дорог, достраивается шестая и проектируется следующая. Только в строительство сооружений и развитие инфраструктуры Олимпийских игр 2008 года в Пекине и других городах запланировано вложить 30 миллиардов долларов.

На созидание работает и свой, и зарубежный капитал. Китайские товарищи сумели создать для иностранных фирм такие условия, от которых те просто не смогли отказаться. Только в прошлом году зарубежные инвесторы вложили в китайскую экономику более 50 миллиардов долларов. Китай стал мастерской мира. Объем внешней торговли достиг 850 миллиардов долларов. Китайские товары, в том числе высокотехнологичные, заполнили рынки США, Японии и Европы.

Сегодня основа экономики социалистического Китая — самые современные производства: от автомобилестроения до электроники и биотехнологий. Тысячелетиями огромное население Китая голодало. Но вот уже два десятилетия как благодаря аграрной реформе, коллективным хозяйствам и семейному подряду в этой стране сумели накормить всех и торгуют продовольствием по всему миру.

Китайцы готовы учиться, и учатся у всех. Китай стал действительно открытой страной, открытой для всего лучшего, что накопила современная цивилизация. Здесь многое перенимают с Запада, особенно по части производства и управления. И вместе с тем хранят благодарную память о советской эпохе. И особенно в плане духовном. Например, сняли 23 серии собственного телевизионного художественного фильма «Как закалялась сталь» по всемирно известному роману Н.Островского. Сейчас снимают сериал «А зори здесь тихие». Очень уважительное отношение к советской эпохе. В КНР помнят и с уважением говорят о советской политике помощи в 50-е годы, чтут Сталина. Китайцы не забыли, что именно Сталин настоял на сохранении целостности Китая после Второй мировой войны.

Китай с его многотысячелетней историей, как никто другой, умеет ценить организованность и порядок. XVI съезд КПК определил Компартию как авангард не только трудящихся, но и всей нации, а главной задачей партии — возрождение нации и внесение тем самым своей лепты в прогресс всего человечества. Современная китайская Компартия — живой и развивающийся организм. В ней 66 миллионов коммунистов. Плюс 70-миллионный отряд комсомольцев.

В партии выросла новая плеяда кадров, которая справилась с принципиально новой задачей партийного управления рыночной экономикой. В Уставе КПК, принятом на XVI съезде, определена опора партии на социальные группы — рабочих, крестьянство и передовые элементы других социальных слоев, включая национальных предпринимателей. В конституцию недавно внесена поправка, закрепляющая право частной собственности. При этом акционерная собственность рассматривается как общенародная. В Уставе КПК определено, что для стимулирования социалистической модернизации партия поощряет часть регионов и часть людей, которые раньше других становятся зажиточными, но при этом постепенно устраняется бедность в целом.

Конечно, в ходе решения таких глобальных задач возникают и новые проблемы, включая борьбу с разложением части партийных кадров, коррупцией. Необходим постоянный анализ ситуации и перспектив развития. Поэтому КПК действует не только как генератор идеологии и главный управленец страны, но и как могучая аналитическая сила.

Через 15—20 лет КНР станет по уровню экономического развития в один ряд с США. Это создаст новый баланс сил в мире, предпосылки для усиления взаимодействия между Россией, Китаем и Индией в качестве противовеса «новому мировому порядку» по-американски. Китайское руководство, сосредоточившись на внутренней модернизации, стремится к развитию добрых отношений со всеми странами мира. Но в Китае хорошо ощущают угрозу, исходящую со стороны США, особенно после развертывания баз НАТО в Средней Азии.

В изучении опыта социалистического строительства в Китае должно быть заинтересовано все российское общество. Ведь самые крупные успехи КНР были достигнуты, пока Россия проходила «штрафные круги» т.н. либеральных реформ, отказавшись от модернизации социализма, как это сделал Китай под руководством Дэн Сяопина. И его первый урок в том, что даже из тяжелейших испытаний страна может подняться. При всей условности любых сравнений, можно сказать, что последствия разрушений в России после начала «рыночных реформ» вполне сопоставимы с разрушениями в Китае времен «культурной революции». То есть положение России сейчас крайне тяжелое, но отнюдь не безвыходное. Да, мы говорим о назревающей национальной катастрофе. Но мы говорим и о том, что у России пока еще достаточно сил и средств, чтобы эту катастрофу предотвратить.

Второй урок Дэн Сяопина в том, что для таких гигантских и своеобразных стран, какими являются Китай и Россия, преодоление отсталости возможно только на путях социализма, а капитализм — путь к краху.

Его третий урок в том (и это главное в философии Дэн Сяопина, почерпнутое из ленинской политики НЭПа), что полезны для страны все те экономические формы, которые способствуют развитию производительных сил. В этом смысле Китай движется в противоположном направлении от ельцинско-путинской России, в которой, по злой воле лжеэкономистов типа Гайдара или Грефа, производительные силы общества стремительно уничтожаются.

Еще одно коренное отличие идей Дэн Сяопина от философии российских «реформаторов» — в разной оценке роли государства в управлении обществом. В России при торжестве хищной и алчной бюрократии роль государства в экономике доведена до недопустимо низкого уровня. В Китае коррумпированных чиновников даже самого высокого ранга сурово наказывают, а роль государства в экономических делах незыблема.

Какой путь правильнее? Китая или нынешней ельцинско-путинской России? История уже фактически дала ответ. Огромный китайский корабль на всех парусах мчится вперед, а утлая лодочка ельцинско-путинской РФ то и дело черпает воду, спасаясь только пузырем необычайно высоких цен на нефть.

Итак, формула успеха китайских коммунистов, выработанная под влиянием идей Дэн Сяопина: социализм плюс национальные китайские традиции плюс государственно-регулируемый рынок плюс современные технологии и управление. Разумеется, китайский опыт, при всей его притягательности, — это опыт конкретной страны, возникший из ее конкретных исторических условий. И как полное повторение опыта СССР не дало КНР необходимого результата в середине 50-х годов, так и слепое повторение опыта китайских товарищей не может дать нам все ответы на вопросы нашей, российской жизни. Но идеи великого китайского и мирового теоретика и практика товарища Дэн Сяопина требуют от нас самого основательного изучения. Это очень пригодится, когда мы будем возрождать нашу страну после потрясений буржуазной контрреволюции.

Г.А. Зюганов, Председатель ЦК КПРФ
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Облако тегов

Архив новостей

Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Январь 2024 (1)
Ноябрь 2023 (1)
Октябрь 2023 (2)
Сентябрь 2023 (1)

Ссылки

{sape_links}
^