Информация к новости
  • Просмотров: 3661
  • Автор: ZLN
  • Дата: 6-12-2009, 18:30
6-12-2009, 18:30

ПРАВДА о БАМе

Категория: СССР

В столичном «Манеже» развёрнута фотовыставка, посвящённая истории величайшей стройки ХХ века — Байкало-Амурской магистрали. В издательстве «Молодая гвардия» готовится уже второе, приуроченное к 35-летию начала строительства бамовского комплекса и 25-летию укладки «золотого звена» издание книги «Правда о БАМе», написанной бывшими работниками ЦК ВЛКСМ, инженерами-строителями Ю. Вербицким, В. Сущевичем и историком, «летописцем» БАМа В. Пьянковым. И это закономерно. Всё чаще раздаются голоса специалистов, настаивающих на необходимости вернуться к реализации планов освоения зоны БАМа, с которой в советское время было связано столько грандиозных планов и надежд, перечёркнутых горбачёвской «катастройкой». О том, чем был БАМ для поколения «семидесятников», почему именно этот проект стал одной из первых жертв пробравшихся во власть разрушителей страны, рассказывает один из авторов книги, начальник Штаба ЦК ВЛКСМ на строительстве БАМа в 1974—1980 годах Валентин СУЩЕВИЧ.

СЕМЬЯ ПАТРИОТОВ

Мы обязаны помнить о том, что сплотило в одну семью на десятилетия почти два миллиона человек — именно столько, по подсчётам специалистов, непосредственно было причастно к строительству магистрали. Ещё более полутора миллионов изготавливали для БАМа машины, механизмы, конструкции, создавали новые материалы, участвовали в геологических изысканиях, посвящали БАМу своё творчество.

Исследования, проведенные непосредственно на стройке Дальневосточным научным центром АН СССР, научным центром Высшей комсомольской школы, данные целого ряда диссертационных работ, написанных «по горячим следам», свидетельствуют, что более чем у половины молодых строителей патриотический мотив приезда сюда был доминирующим, у 20 процентов — единственным, у 25 процентов ему сопутствовали «желание испытать себя», познавательный интерес, жажда романтики. Таких людей воспитывали тогда Родина, комсомол в духе патриотизма, любви к своей стране и народу, уважения к истории и старшему поколению. Кстати, в наших коллективах числилось более 500 Героев Советского Союза, отдавших жизнь за свободу и независимость Родины. Их сыновья и внуки выполняли за них рабочую норму, а зарплату отчисляли в фонд мира, в музеи. Слово «Родина» на БАМе всегда писали с большой буквы.

В 1974 году достаточно было первого сообщения о начавшейся стройке, чтобы в ЦК ВЛКСМ пришло более 100 тысяч писем от желающих туда поехать. А аналогичных обращений в комитеты комсомола страны, местные органы власти, редакции газет и журналов, на радио и телевидение просто не счесть.

Будни БАМа, особенно в первые годы, были нелёгкими. Но руководители стройки, в первую очередь Константин Владимирович Мохортов, Ефим Владимирович Басин, управляющие трестами и начальники строительно-монтажных организаций делали всё возможное, чтобы создать здесь условия для нормальной жизни. Достаточно сказать, что на трассе в каждом населённом пункте были Дом культуры, кинотеатр, спортивные залы, стадионы, не говоря уж о детских садах, яслях, школах. Всюду работали спортивные секции, клубы по интересам, различные кружки для детей и молодёжи. В окрестностях крупных населённых пунктов действовали пионерские лагеря, профилактории для рабочих.

СКОЛЬКО СТОИТ ПРЕДАТЕЛЬСТВО

Когда из уст иных «аналитиков» а точнее говоря — клеветников, приходится слышать разглагольствования о том, что главным побудительным мотивом, поднявшим массу народа на участие в великой стройке, был якобы материальный интерес, я невольно вспоминаю совет ветерана-бамовца, знаменитого бригадира Григория Запорожца: «Да не слушайте их, они же нам чужие, они же — враги. Гоните их в шею». И он прав.

Ну как, скажите, относиться, например, к юмористу М. Задорнову, твердящему с эстрады, что дорогу якобы построили зеки. Его слушают. И кто-то, наверное, верит. А ведь Задорнов неоднократно бывал на БАМе, как говорится, ел с нами из одного котелка (приезжал, кстати, по командировке Московского горкома комсомола, в составе, кажется, агиттеатра Московского авиационного института). И на тебе. Почему-то многократно выступавший у нас народный артист СССР Иосиф Кобзон, заявлявший, что ни за один день в комсомоле ему не стыдно, почётный гражданин столицы БАМа города Тынды, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Валентин Лебедев, «отпахавший» на БАМе в составе студенческого отряда МАИ в роли командира пять своих летних отпусков, заслуженный артист РСФСР Эмин Бабаев, продолжавший ездить сюда с шефскими концертами даже тогда, когда «демократы» уже предали стройку анафеме, как и десятки тысяч других людей, не видели на БАМе никаких зеков, которых там не было, а Задорнов «увидел». А может, его «попросили» увидеть? Тогда он не просто враг — хуже. Интересно, сколько сребреников стоит сегодня подобное предательство?

Вспоминается при этом случай, происшедший в 1978 году в Италии на встрече группы бамовцев, которой я руководил, с итальянскими школьниками. Переводчик, представляя гостей, несколько запутался, а десятилетний малыш внёс ясность: «Они из СССР. Это там, где строится БАМ». Вот так! Это было тогда нормально. Ненормальны нынешние «соросовские» учебники, ставящие с ног на голову всю историю нашей страны, перечёркивающие колоссальный труд народов СССР, сделавших свою Советскую Родину великой державой. Ненормально, когда телеэкран предоставляется в распоряжение разных сванидзе, доренко, млечиных и прочих апостолов лжи и клеветы на советское прошлое.

ТОРМОЖЕНИЕ ПЕРЕД ФИНИШЕМ

В 1984 году, когда было уложено «золотое звено» и обеспечен сквозной проезд поездов по трассе БАМа в обход Северо-Муйского тоннеля, была выполнена только часть масштабного проекта. Мы ещё должны были в течение пяти лет доводить линию до заданных параметров, достраивать станционные производственные комплексы, объекты соцкультбыта. Но с наступлением «горбачёвщины» резко изменилось отношение руководства страны к стройке №1.

Изо дня в день давление на неё нарастало. Резко сокращались объёмы финансирования. Срывы поставок строительных материалов, механизмов и конструкций становились системой. На освоение региона средства выделять перестали. Исключением был разве что Нерюнгринский узел. Но только потому, что срыв поставок южноякутского угля в Японию грозил серьёзными штрафными санкциями. Под давлением центра стали сворачивать свою работу шефские коллективы из республик, краёв и областей — их тоже лишали финансирования и поддержки. Часть людей вынуждена была уехать с трассы, немногие остались, кое-как пристроившись. Стало ясно: довести до финиша государственную стройку не удастся.

Пресса становилась всё более агрессивной и лживой. Это называли «свободой слова». Те авторы, что ещё вчера славили БАМ, получая за это награды, теперь обливали грязью стройку и её участников, соревнуясь друг с другом в этом постыдном деле. Б. Резник опубликовал в «Известиях» опус под названием «Опять на БАМе фанфары!» Поводом для этого пасквиля послужило прибытие в 1989 году двух поездов почётных пассажиров из Усть-Кута и Комсомольска-на-Амуре в Тынду по случаю сдачи БАМа в постоянную эксплуатацию. Это был огромный праздник для строителей, 15 лет жизни отдавших стройке. Они встречали его со слезами на глазах. И никакие «резники» испортить его, конечно же, не могли. Но горький осадок остался. Трижды Тындинский суд рассматривал дело о клевете на БАМ и бамовцев, интересы которых мне доверили тогда представлять. Пакостник Резник на суд, конечно, не являлся. Требования суда о публикации в «Известиях» опровержения так и не были выполнены. Такова их «свобода слова».

В 1984 году к укладке «золотого звена» издательство ЦК КПСС «Планета» выпустило замечательный фотоальбом «БАМ». Предполагалось, что к сдаче железнодорожной линии в постоянную эксплуатацию в 1989 году будет выпущен второй том. Когда же на страну обрушилась «перестройка», из уже горбачёвского ЦК раздалась команда: «Эта стройка никому не нужна, а тем более книга о ней». И издательство вычеркнуло её из плана. Один из авторов — Валерий Корешков с трудом нашёл издателя, осмелившегося выпустить второй том альбома «БАМ продолжается»,— Литовский фонд культуры в Вильнюсе.

Причина всему этому понятна. Заокеанским хозяевам горбачёвской команды освоение нашей страной богатейшего региона, ключом к которому мог стать БАМ, — как нож острый. Вот и отрабатывают свои сребреники кто как может.

ЕЩЁ НЕ ВЕЧЕР…

В последние годы бамовцы вроде бы начали проявлять признаки былой активности. Потихоньку возрождаются славные традиции. В частности, по инициативе мэра города Нерюнгри Василия Васильевича Старцева и заместителя начальника Тындинского отделения ДВЖД, начальника станции Беркакит Виктора Ивановича Ляшко после 14-летнего перерыва возрождён фестиваль патриотической гитарной песни. Уже прошло семь форумов, в которых приняли участие более 900 исполнителей из разных городов России.

Нас, авторов книги, очень радует, что её первое издание (2004 г.) было встречено читателями, и в частности непосредственными участниками строительства и эксплуатации магистрали, с благодарностью. Вот, к примеру, отзыв Людмилы Фенинец, и поныне работающей в железнодорожном ведомстве: «Ребята, спасибо вам. Мои дети, дочь и сын, родившиеся на БАМе, с удовольствием перечитывают книгу «Правда о БАМе», каждый раз с грустью комментируя: «Зачем же так поступили с нашим БАМом? Ведь не так всё было, как врут телевидение, радио, газеты. Теперь мы это знаем точно».

А вот рассказ человека, не работавшего на БАМе, но заинтересованно следившего за ходом стройки. Получив от нас книгу в подарок, Владимир Иванович как-то обнаружил, что его сын Максим внимательно её читает. И однажды задал отцу вопрос: «Папа, а почему так? Вот я только что окончил школу. Почему нам ничего об этом не рассказывали на уроках истории? Если б я не прочёл «Правду о БАМе», я бы до сих пор относился к делу миллионов людей старшего поколения нашей страны как инопланетянин». Этот юноша, в отличие от гайдаров и ельциных с чубайсами и чубайсятами, понял, что БАМ был началом практического воплощения вековечной мечты русских людей о приращении могущества нашей Родины путём освоения ёе северных и восточных территорий.

Ладно, ещё, как говорится, не вечер. Ещё будет предъявлен счёт, причём «на всю катушку», самодовольным лжереформаторам — грязному ворью, «пятой колонне», организовавшей беспрецедентное ограбление страны и честных тружеников по рецептам заокеанских «заклятых друзей».

Валентин СУЩЕВИЧ

«Правда» № 132 (29474), 27-30.11.2009 г.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Облако тегов

Архив новостей

Февраль 2024 (1)
Январь 2024 (1)
Ноябрь 2023 (1)
Октябрь 2023 (2)
Сентябрь 2023 (1)
Август 2023 (1)

Ссылки

{sape_links}
^