» » “Буран”, принесённый в жертву
Информация к новости
  • Просмотров: 1272
  • Автор: ZLN
  • Дата: 3-10-2010, 14:11
3-10-2010, 14:11

“Буран”, принесённый в жертву

Категория: Россия

“МК” нашёл в Москве останки космического челнока, некогда считавшегося гордостью отечественной космонавтики
И небываемое бывает. Казалось бы, брошенный космический корабль на улице Москвы — это нечто из области фантастики. Но, увы, это самая настоящая реальность. Корреспондент “МК” обнаружил орбитальный советский “Буран” валяющимся, словно мусор, на столичной окраине. Никому нет дела до того, что когда-то было символом космической мощи нашей страны.

Наверняка каждый москвич если даже не был внутри, то уж точно видел знаменитый советский “Буран”, стоящий в парке Горького. На самом деле это не космический корабль, а всего лишь макет, созданный для аэродинамических испытаний. Одно время в нём работал научно-познавательный аттракцион. Мало кто знает, что в столице есть ещё один “Буран”. Правда, в отличие от “паркового”, второй делался как раз для полётов в космос.

Малоизвестная широкой общественности Лодочная улица находится в районе метро “Сходненская”, недалеко от Химкинского водохранилища. Частично она проходит через промзону, поэтому что-то особенное увидеть на ней трудно. Трудно до тех пор, пока не доходишь до неприметного забора около дома 18. Из-за ограждения выглядывает странная конструкция, напоминающая толстый короткий самолёт с обрезанной задней частью.

На поверку выясняется, что это так называемое “изделие 2.01” — космический корабль, изготавливавшийся в цехах Тушинского машиностроительного завода. Очередной “Буран” был сделан примерно наполовину, когда с развалом Союза финансирование прекратилось, и всё было заморожено. В 2004 году из помещения завода он был отбуксирован к причалу Химкинского водохранилища для временного хранения. Всем известно, нет ничего более постоянного, чем временное.

Интересный факт: неприметная Лодочная улица по ширине не уступает крупным столичным магистралям — три полосы в одну сторону и столько же в другую. Это было сделано, чтобы корабли можно было вывезти из заводских ворот. Первый “Буран”, погружённый на транспорт, в итоге простоял чуть ли не неделю, перекрывая дорогу, потому что грузовик не смог выехать. Тогда-то улицу и расширили.

Попасть к недоделанному звездолету не так просто. На территории, где он находится, сделали склад стройматериалов. Вещи лежат ценные, не какие-нибудь там корабли… На воротах стоит строгий охранник, отпугивающий всех интересующихся. Впрочем, как говорится, ищущий до обрящет. Если пройти вдоль забора с колючей проволокой, можно найти боковой вход на территорию какого-то небольшого общежития, а оттуда уже попасть к “Бурану”.


Зрелище он представляет собой жалкое. Голый металл выглядывает из мест, не покрытых внешней защитой. Рядом с кораблём уложены крылья, хвост и незакреплённые шасси. За шесть лет лежания под открытым небом всё это покрылось хорошим слоем грязи. Рабочие снуют мимо, не обращая внимания на высящуюся громадину — привыкли. Впрочем, на Тушинском машиностроительном заводе от “Бурана” открестились — предположили, что он принадлежит НПО “Молния”. Там получить комментарии не удалось.

Все “официальные” входы в “Буран” наглухо заперты, однако при желании залезть внутрь всё-таки можно через незакрытые технологические отверстия. Изнутри кажется, что все детали сделаны только вчера. Большая часть корпуса полая: когда-то предполагалось, что на корабле будут выводить в космос спутники или доставлять грузы на летавший ещё “Мир”. Забавно в этом царстве стали и титана смотрится небольшая деревянная лесенка, ведущая в кабину. Там, где должны были располагаться пилоты, пусто. Сделали-то далеко не всё. В основном отсеке часть оборудования уже есть, впрочем, о его назначении можно только догадываться.

Судьба “Буранов” оказалась довольно несчастливой. В космос летал всего один корабль. После распада государства он отошёл Казахстану, а в 2002 году был полностью уничтожен, когда на него рухнула крыша ангара, в котором он стоял. Второй полностью сделанный корабль, так и не полетевший за пределы планеты, сейчас стоит в экспозиции Музея космодрома Байконур. Судьбу третьего образца мы уже знаем, он на Лодочной улице. Ещё два корабля в своё время начали собирать, но потом разобрали, так как сделать успели мало. Лучше всех кончил “Буран”, сделанный не для полетов в космос, а для испытаний в атмосфере — его за 10 миллионов евро продали немцам.

Американцы, в отличие от наших, на своих космических кораблях сделали неплохой бизнес. В связи с закрытием космической программы шаттлов NASA объявило о продаже трёх оставшихся кораблей: Discovery, Atlantis и Endeavour — за 42 миллиона долларов каждый. В объявленную цену также входит стоимость доставки шаттла на “Боинге-747” (а это ни много ни мало 6 миллионов долларов).

Примечательно, что на один корабль покупатель уже нашелся.

Московский Комсомолец № 25461 от 28 сентября 2010 г.
www.mk.ru
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Облако тегов

Архив новостей

Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Январь 2024 (1)
Ноябрь 2023 (1)
Октябрь 2023 (2)
Сентябрь 2023 (1)

Ссылки

{sape_links}
^