» » ОБЕЗОРУЖЕННЫЙ СЕВЕР
Информация к новости
  • Просмотров: 1608
  • Автор: ZLN
  • Дата: 26-10-2012, 22:50
26-10-2012, 22:50

ОБЕЗОРУЖЕННЫЙ СЕВЕР

Категория: Россия

ОБЕЗОРУЖЕННЫЙ СЕВЕР


За последние 20 лет привычка сокращать до предела численность армии, военных объектов, вузов (в целях «оптимизации», конечно) прочно укоренилась в недрах Министерства обороны РФ. Поэтому действия военного ведомства, в 1998 году расформировавшего 763-й истребительный авиационный полк в военном городке Югорск-2, нельзя назвать из ряда вон выходящими. Этот гарнизон, несмотря на сделанный там капремонт, разделил участь сотен других прекративших своё существование в результате «обновления» армии.

МЕЖДУ ТЕМ этот полк играл особую роль в защите Севера нашей страны. Формирование 763-го полка, изначально располагавшегося под Пермью, началось 15 февраля 1952 года. В 1965-м он был переведён на аэродром в 12 км от Югорска (до 1992 года — посёлок Комсомольский). Как говорят, произошло это после полёта американского самолёта-разведчика, пилотируемого Пауэрсом. По данным Интернета, на 1 июля 1986 года полк был укомплектован самолётами Миг-31 (30 шт.) и Миг-25 (6 шт.).

Кстати, Миг-31 — это одно из высочайших достижений советской авиационной науки и техники. Аналогов ему в мире до сих пор нет. Это не обычный истребитель. Миг-31 является перехватчиком четвёртого поколения, способным развивать скорость до 3000 км/ч и находиться в воздухе без дозаправки более 3,5 часа.

Миг-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных помех, а также ложных тепловых целей. Он может нести до девяти тонн вооружения, включая шесть ракет различного класса и шестиствольную 23-мм пушку. Группа из четырёх самолётов Миг-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800—900 км.

На модернизированном Миг-31БМ дальность обнаружения целей составляет 320 км. Он способен сопровождать до 24 целей и одновременно атаковать до восьми целей. Это единственный самолёт, приспособленный для борьбы с «крылатыми ракетами» морского и воздушного базирования (КРМБ), что исключительно важно для отражения воздушно-космических средств нападения, особенно на северном стратегическом направлении.

Советское руководство прекрасно осознавало значимость защиты наших северных рубежей, включая центры пересечения стратегически важных для энергетической безопасности трубопроводов, тянущихся с газопромыслов и месторождений нефти Ямала и Ханты-Мансийского автономного округа. В связи с этим по Северу страны была вытянута целая сеть военных аэродромов, и «случайно» залетевшие заморские птицы всегда могли быть уверены в достойном приёме со стороны советских лётчиков.

Нынешние верховные правители РФ никак не расстанутся с мечтой о «перезагрузке»: наше небо уже давно открыто для самолётов НАТО. Но и этого недостаточно. Планируется размещение в Ульяновске базы альянса, грузы которого будут транспортироваться через территорию нашей страны, и уж можно не сомневаться, что она будет доскональным образом изучена. Правда, Путин недавно громогласно заявил, что «оборонке необходим прорыв, как в 30-е годы ХХ века». Расправа над Каддафи, видимо, заставила вождей РФ призадуматься, к каким последствиям может привести дружба с Западом. Между тем один из форпостов нашей обороны на Севере уничтожен.

На месте злодеяния удалось побывать автору этих строк. Некогда закрытый военный городок Югорск-2 ныне может посетить каждый желающий. Спустя 14 лет следов от пребывания истребительного авиаполка становится всё меньше. Там, где раньше были автопарк и ангары технико-эксплуатационной части полка, не осталось ничего, кроме огромной лужи. Двигаясь в направлении взлётно-посадочной полосы (ВПП), правда, ещё можно увидеть опустевший контрольно-пропускной пункт, заброшенную столовую, обломки ещё какого-то здания. Сохранился и военный городок, где проживают офицеры с семьями. Кто смог, уже давно уехали, остались лишь те, кто по каким-то причинам (чаще материальным и жилищным) не может себе этого позволить. «Реформаторы» даже не удосужились позаботиться о будущем элиты страны — офицеров, всю жизнь отдавших службе Родине. Лишь некоторые пилоты экстра-класса нашли себе применение в «Газпром-авиа» на местных рейсах. Вот так военный городок Югорск-2, многие десятилетия служивший гарантом безопасности государства, превратился в «спальный район».

Добрались, наконец, и до ВПП, или того, что от неё осталось. Это огромное поле, поросшее кустарником. Навстречу вышел дежурный аэроклуба, представившийся Владимиром. Он рассказал, что длина полосы была 2 500 метров, а ширина — 44 метра. ВПП была покрыта новыми бетонными плитами, 800 метров с обеих сторон полосы имели двойное покрытие. После ликвидации полка плиты растащили и распродали.

Ныне лишь благодаря усилиям аэроклуба дорога полностью не заросла. Клуб пользуется грунтовой ВПП, служившей раньше в качестве запасной полосы при аварийных посадках. Владимир также поведал, что здесь располагались два стартовых командных пункта, один из которых сегодня служит базой аэроклуба. Были здесь и командно-диспетчерский, и запасный командный пункты (ЗКП), ныне заброшенные. ЗКП предполагалось использовать на случай ядерной войны. Под землёй у командования полка было всё необходимое, чтобы управлять боем.

Сейчас в ХМАО и на Ямале не осталось истребительных частей. В Ханты-Мансийском округе нет ни одного истребителя, кроме тех, что стоят в Югорске на постаменте как напоминание о былом величии. Ныне на территории Югры находится лишь одна рота радиотехнических войск ПВО, да и её собираются передислоцировать. Она мешает дельцам, ведущим жилую застройку вблизи расположения роты. Депутат Государственной думы В.Н. Тетёкин подготовил соответствующее протокольное поручение. Но «единороссы» отклонили его, ссылаясь на некие регламентные нормы.

Между тем нефтяные и газовые промыслы Югры и Ямала фактически никак не прикрыты от возможного массированного удара «крылатыми ракетами» морского базирования со стороны Северного Ледовитого океана. В нынешних условиях перехватчик Миг-31 (причём лишь его модернизированная версия Миг-31БМ) — единственное эффективное средство борьбы с КРМБ. Северное стратегическое направление сегодня фактически безоружно из-за отсутствия там эффективной системы ПВО. Югорск-2 ещё можно возродить. Нужна только политическая воля руководства страны, которой, по-видимому, у него нет.

Маргарита ОБРАЗЦОВА.
Югорск-2 — Москва.
«Правда» № 114 (29888), 18.10.2012 г.
http://gazeta-pravda.ru/
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Облако тегов

Архив новостей

Июль 2018 (1)
Июнь 2018 (3)
Май 2018 (11)
Апрель 2018 (11)
Март 2018 (16)
Февраль 2018 (30)

Ссылки

^