» » ДЕЛО ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ И ЗАДАЧИ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КПРФ.
Информация к новости
  • Просмотров: 895
  • Автор: ZLN
  • Дата: 16-06-2015, 18:06
16-06-2015, 18:06

ДЕЛО ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ И ЗАДАЧИ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КПРФ.

Категория: ЦК КПРФ

ДЕЛО ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ И ЗАДАЧИ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КПРФ.

 

Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова

на июньском 2015 года Пленуме ЦК

(Продолжение 1)

 

Ленинско-сталинский наказ

 

В жизни есть фундаментальные положения. Они не тускнеют и не старятся. Будущее принадлежит молодёжи — эту аксиому повторяли многие тысячи раз. В ХХ веке наша страна развила эту идею крылатыми словами:

 

Коммунизм — это молодость мира, 

И его возводить молодым.

 

Сегодня эта формула вновь актуальна. Причина в том, что период глубокого отступления коммунистических сил закончился. Капитализм зримо демонстрирует свою несостоятельность и бесперспективность. Значит, пришла пора учиться коммунизму. Учиться в первую очередь молодым.  

Великая Октябрьская социалистическая революция придала невиданный импульс развитию массовых общественных движений. Озарённый пламенем Октября 1917-го, ХХ век стал эпохой становления гражданского сознания, пробуждения человеческого достоинства на всех континентах. Происходил, говоря словами Л.Н. Толстого, трудный и противоречивый процесс «выпрямления личности». Прежде всего он затрагивал широкие слои молодёжи. Доверие к молодёжи, бескомпромиссная борьба за её права и жизненные интересы предопределили успехи коммунистов в молодёжной среде.

2 октября 1920 года на III съезде комсомола В.И. Ленин выступил со своей знаменитой речью «Задачи Союзов молодёжи». Она станет главной идеологической основой работы комсомольцев. Гражданская война ещё не успела стать историей, а Ленин уже указал тем, кому принадлежало будущее, неожиданный для «текущего момента» ориентир: «Задача состоит в том, чтобы учиться». Нет, это не была нудная родительская мораль недорослям. Это был стратегически безупречный революционный клич: «Союз молодёжи и вся молодёжь вообще, которая хочет перейти к коммунизму, должна учиться коммунизму».  

Отвечая на вопросы делегатов III съезда РКСМ, Ленин подчеркнул как программное положение: «Основной задачей РКСМ является коммунистическое воспитание трудящейся молодёжи, в котором теоретическое просвещение тесно связано с активным участием в жизни, труде, борьбе и строительстве трудящихся масс. Задачей коммунистического воспитания молодёжи, подготовляющего энергичных и умелых строителей социалистического хозяйства, защитников советской республики, организаторов нового общества, должна быть подчинена вся практическая работа РКСМ во всех её областях».  

Идеологический фронт В.И. Ленин считал ключевым. Принципиальное следование марксистской идеологии — насущный вопрос политической практики. Большевистская партия именно так и подходила к идейно-теоретическому уровню как партийцев, так и членов комсомола.  

В общении с молодёжью Ленин не раз обращал внимание на вред поверхностного подхода к коммунистической теории. Он отмечал: «Было бы ошибочно думать так, что достаточно усвоить коммунистические лозунги, выводы коммунистической науки, не усвоив себе той суммы знаний, последствием которых является сам коммунизм. Образцом того, как появился коммунизм из суммы человеческих знаний, является марксизм».

Подход к учёбе был выработан и последовательно проводился в жизнь. Принятое 30 августа 1926 года постановление ЦК ВКП(б) о политпросветработе в комсомоле выражало тревогу в связи со слабой постановкой идейно-воспитательной работы в ВЛКСМ и опасностью ослабления влияния комсомола «на беспартийную рабочую и крестьянскую молодёжь». Спустя буквально полгода ЦК ВКП(б) принимает постановление «Об улучшении постановки политобразования в партии и комсомоле».

Опыт партии по руководству работой с молодёжью бесценен. Он не может оставаться втуне. Его творческое освоение и применение позволят точнее определить наши задачи в молодёжной политике и воспитании молодых коммунистов. Приведём хотя бы такой пример. В 1923 году ВКП(б) рекомендует вовлекать членов комсомола «в партийные марксистские кружки, не создавая специально таких кружков в союзе молодёжи и не раздробляя без нужды таким образом партийные силы». А ведь эта установка применительно к партийно-политической учёбе даётся правящей партией! И тем не менее — не дробить партийные силы, объединять партийную и комсомольскую учёбы. Для работающей в условиях оппозиции КПРФ это тем более актуально. Соединение обучения коммунистов разных возрастов позволит нам использовать и опыт старших поколений, и умение молодёжи задействовать интерактивные формы донесения информации.

Ленинский подход к задачам коммунистической молодёжи был продолжен И.В. Сталиным. В мае 1928 года на VIII съезде ВЛКСМ он произнёс: «Овладеть наукой, выковать новые кадры большевиков — специалистов по всем отраслям знаний, учиться, учиться, учиться упорнейшим образом, — такова теперь задача. Массовый поход революционной молодёжи за науку — вот что нам нужно теперь, товарищи». Это был убедительный призыв не позволять невежеству стать помехой на революционном пути. Этому призыву и в ХХI веке должны следовать все те, кто ведёт борьбу за возрождение социализма в России.

В ответах на вопросы «Комсомольской правды» Сталин писал: «Не подлежит никакому сомнению, что без сочетания практической работы комсомольского актива с теоретической его подготовкой («изучение ленинизма») невозможна никакая сколько-нибудь осмысленная коммунистическая работа в комсомоле. Ленинизм есть обобщение опыта революционного движения рабочих всех стран. Этот опыт является той путеводной звездой, которая освещает практикам путь в их повседневной работе и которая даёт им направление… Работа ощупью, работа в потёмках — таков удел практических работников, если они не изучают ленинизма, если они не стремятся овладеть ленинизмом, если они не желают сочетать свою практическую работу с необходимой теоретической подготовкой. Поэтому изучение ленинизма, ленинская учёба является необходимейшим условием превращения нынешнего комсомольского актива в настоящий ленинский актив…».  

Забота партии о превращении комсомольского актива в настоящий ленинский актив была делом естественным. Ведь именно здесь, в комсомоле, ковалось будущее партии, будущее страны, будущее революции. 28 октября 1928 года И.В. Сталин опубликовал в «Правде» приветствие к десятилетнему юбилею ВЛКСМ. В нём он подчеркнул, что «Ленинский комсомол был и остаётся молодым резервом нашей революции». Руководитель партии обратил внимание на то, что «комсомолу удалась эта трудная задача потому, что он вёл свою работу под руководством партии, он сумел сочетать в своей деятельности учёбу вообще, ленинскую учёбу в особенности, с повседневной практической работой, он умел воспитывать молодое поколение рабочих и работниц, крестьян и крестьянок в духе интернационализма, он умел найти общий язык между старыми и молодыми ленинцами, между старой и молодой гвардией, он умел подчинить всю свою работу интересам диктатуры пролетариата и победы социалистического строительства».  

Таким образом, комсомол и сегодня наверняка сможет решить свои задачи при двух условиях. Во-первых, когда он будет развиваться в тесном взаимодействии с партией. Во-вторых, когда мы, партийцы, будем служить ему каждодневным убедительным примером.

Осуществлять ленинско-сталинский наказ в условиях оппозиционной борьбы — значит ещё и активно закалять свой характер. КПРФ регулярно сталкивается с задержаниями тех, кто распространяет агитматериалы, проводит акции протеста, противодействует фальсификациям выборов. Только за два последних года через задержания прошли более полусотни наших молодых активистов. В их числе — Иван Жилищиков из Краснодарского края, Павел Гаврилов из Чувашии, Эдуард Мансуров и Андрей Хабаров из Свердловской области, белгородцы Анастасия Байбикова, Роман Калинин, Денис Пшеничный, пензенцы Маргарита Абрамова, Сергей Падалкин, Дмитрий Филяев, саратовцы Николай Бондаренко, Дмитрий Юров, Юрий Кондрашёв, Павел Селезнёв, Сергей Шитов. Теперь, как и сто лет назад в дореволюционной России, коммунисты нередко наталкиваются на препоны властей и репрессивные меры «правоохранителей».

 

История комсомола —история страны

 

Победа Великого Октября дала возможность перейти к практике социалистического строительства. Вместе с построением государства нового типа создаются и новые самодеятельные организации, вставшие на защиту интересов самых широких слоёв общества. Создание комсомола в молодой Советской республике было уникальным явлением.

Коммунистическая молодёжь стала передовой силой социалистических преобразований. Деятельность ВЛКСМ явилась важнейшим элементом молодёжной политики Советской власти. Союз стал верным помощником большевиков в деле воспитания молодого поколения, формировал молодёжный кадровый резерв партии.

Сегодня можно отметить несколько исторических особенностей коммунистического молодёжного движения ХХ столетия.

Первой и главной особенностью Ленинского комсомола была беззаветная преданность советской, социалистической Родине.

Создание молодёжной организации нового типа проходило под свист пуль Гражданской войны. Важнейшим делом партии и РКСМ стала защита республики Советов. В эти суровые годы комсомольцы жили одним стремлением: уничтожить врага, отстоять свободу и независимость Родины. Частью комсомольских будней стала мобилизация членов союза на фронт. По призыву Компартии парни и девчата изучали военное дело и уходили сражаться за Советскую власть, за счастье народа, за своё будущее. Как рассказывала ветеран комсомола Римма Юровская, комсомольцы уходили на Гражданскую войну «не ради подвига, не ради романтики, а в силу суровой необходимости тех дней». В борьбе с врагом закалялись характеры комсомольцев, выковывалась их беззаветная преданность делу партии.

В грозные годы Гражданской войны около двухсот тысяч комсомольцев стали активными борцами с интервентами и белогвардейцами. Более 14 тысяч бойцов революции получили орден Красного Знамени. И среди них — свыше 5 тысяч воспитанников комсомола. В огне сражений родилась боевая слава РКСМ. В 1920-е годы комсомол превратился в ведущую молодёжную организацию страны.

В 1930-е годы Советская власть осуществила ряд уникальных задач по подготовке нового поколения. Школы и вузы, кино и музыка, газеты и журналы, театр и учреждения досуга были нацелены на воспитание патриотов, защитников социалистической Родины.

Героями нового общества стали простые труженики, те, кто стоял у станка, трудился в колхозах. Донбасский шахтёр Алексей Стаханов, трактористка Паша Ангелина, ткачихи Виноградовы, кузнец А. Бусыгин, сталевар М. Мазай, паровозный машинист П. Кривонос и другие составляли плеяду героев труда, орденоносцев, ударников. Их фотографии печатались в газетах, о них говорили руководители государства. И.В. Сталин называл этих людей «людьми новыми, особенными». Равняться на них было почётно.

Успеху патриотической работы способствовали литература и искусство. Советская культура обогатилась произведениями А. Макаренко, А. Фадеева, А. Гайдара. Одними из самых читаемых стали романы М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Герои русской истории, революции и Гражданской войны представали в киноработах: «Александр Невский», «Минин и Пожарский», «Богдан Хмельницкий», «Пётр I», «Пугачёв», «Щорс», «Чапаев», «Ленин в 1918 году». Яркие образы современников представали в таких кинокартинах, как «Партийный билет», «Трактористы», «Свинарка и пастух» И. Пырьева, «Светлый путь» Г. Александрова. Тема героизма советского человека ярко звучала в музыкальном творчестве.  

Молодые люди охотно шли в армию и на флот. В СССР действовали 63 армейских училища, 32 лётные и лётно-технические школы. Об уровне физической подготовки советской молодёжи свидетельствовали массовые и успешные сдачи норм ГТО.

Комсомольское поколение приняло на себя наиболее тяжёлый удар гитлеровского нашествия. Только за первые три дня войны в армию ушли 900 тысяч комсомольцев. Из тех, кто встретил войну 18—20-летними, дожил до победного мая 1945 года лишь каждый пятый. За четыре военных года через фронт прошли свыше одиннадцати миллионов комсомольцев. Члены ВЛКСМ составляли до четверти состава Красной Армии и Военно-Морского Флота.  

В 1941 году коммунисты и комсомольцы формировали ядро дивизий народного ополчения. Они же становились основой подпольного и партизанского движения на оккупированных гитлеровцами территориях. В 1943 году в тылу врага действовали около 3 тысяч первичных комсомольских организаций и почти 1800 комсомольских групп.  

В народное хозяйство на смену ушедшим на фронт влились сотни тысяч юношей и девушек. В важнейших отраслях их удельный вес достигал 40—60%.       

За годы войны более трёх с половиной миллионов воспитанников ВЛКСМ были награждены боевыми орденами и медалями, 8 тысяч удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них — Виктор Талалихин, Александр Матросов, Юрий Смирнов.

Многие народные герои пали в боях. В истории Ленинского комсомола навсегда останутся имена юных героев Краснодона, обольских и таганрогских подпольщиков, комсомольцев-подпольщиков и партизан: Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Любови Шевцовой, Ивана Земнухова, Сергея Тюленина, Зои Космодемьянской, Саши Чекалина, Лизы Чайкиной, Николая Кедышко, Марите Мельникайте. Их подвиги не могут быть преданы забвению, не могут остаться без нашей защиты.

Сохранение исторической правды о Великой Отечественной для КПРФ и Ленинского комсомола является делом чести. Большую работу на этом направлении проводит наш замечательный товарищ по партии Е.М. Тяжельников. Лучшие традиции гражданско-патриотического воспитания передают молодёжи и другие комсомольские лидеры прошлых лет: Л.К. Балясная, Б.Н. Пастухов, В.М. Мишин.

Если будем настойчивы в борьбе с фальсификациями истории, найдём в этом деле и новых союзников. А они уже есть у нас и внутри страны, и на международной арене. Представителей шести международных демократических организаций принимала КПРФ в Москве в дни празднования 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. И каждая из этих организаций проводит свою работу антифашистского характера.

Следует помнить: в этом деле нет вопросов больших и малых. Каждый шаг в борьбе имеет значение. Вот почему так важно, что самарские комсомольцы во главе с Натальей Дороховой не прошли мимо безобразного заявления губернатора области Меркушкина, публично объявившего самоубийцей Героя-комсомольца Александра Матросова.  

Вторая важнейшая особенность Ленинского комсомола — его созидательная деятельность, устремлённая в будущее.

С именем комсомола связаны реализация плана ГОЭЛРО, великие стройки первых пятилеток, обновление деревни и её переход на коллективные формы хозяйствования. «Когда страна быть прикажет героем — у нас героем становится любой» — эти строки из «Марша весёлых ребят» И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача не были простой бравадой. В 1930-е годы молодёжь проявила трудовой героизм в строительстве Днепрогэса, Комсомольска-на-Амуре, Магнитогорского металлургического комбината, Московского метрополитена, канала Москва—Волга, в сооружении многих гигантов тяжёлой промышленности.  

Всесоюзные ударные стройки комсомола пройдут затем через всю историю Страны Советов. После победного мая 1945 года комсомольцы поднимут из руин города и сёла, фабрики и заводы. Они восстановят 37 шахт Донбасса, включатся в освоение целины и богатств Севера, Сибири, Дальнего Востока. Они примут участие в штурме космоса, строительстве КамАЗа и БАМа. Всё это — этапы трудовых дерзаний советской молодёжи.  

После окончания Гражданской войны ВЛКСМ сыграл особую роль в преодолении многовековой безграмотности населения. В самые дальние уголки Родины отправлялись ребята и девчата, чтобы дать знания тем, кто раньше не мог получить доступа к образованию даже в рамках церковно-приходской школы.

Комсомольская путёвка стала для многих настоящей путёвкой в жизнь. Десятки тысяч человек поступили на рабфаки, в техникумы и вузы, стали высококлассными специалистами. Ударными комсомольскими были не только гиганты промышленности, Нечерноземье, но и Сибирское, Уральское и Дальневосточное отделения Академии наук СССР, медицинский центр Г.А. Илизарова в Кургане. Как писал вице-президент Российской академии наук Г.А. Месяц, передовая наука в Советском Союзе — дело рук молодых людей.

Это тоже начиналось в 20—30-е годы ХХ века. Академия наук СССР и ЦК ВЛКСМ организовали массовое движение молодёжи в науку, стимулировали невиданную до той поры тягу к творчеству. Мир увидел потрясающий феномен: всего через два десятка лет после победы Октябрьской революции в стране возник новый слой интеллигенции. Эти люди вышли из самых «низов», из рабочих и крестьян.

В 1948 году в статье «Комсомол и наука» С.И. Вавилов назвал имена 118 воспитанников комсомола среди академиков, членов-корреспондентов и профессоров АН СССР. К 1980-м годам научно-техническим творчеством занимались более 20 миллионов молодых людей. Под эгидой ЦК ВЛКСМ в стране тогда действовали свыше 157 тысяч станций, клубов и кружков юных техников и молодых учёных. Не случайно наш товарищ, выдающийся учёный и нобелевский лауреат Ж.И. Алфёров так чтит и пропагандирует советский опыт. Из самых народных низов до участия в крупной научной деятельности подняла Советская власть И.И. Мельникова, В.И. Кашина, Б.С. Кашина, О.Н. Смолина и ещё многих наших соратников. Все мы помним, откуда мы родом. И все мы глубоко благодарны Советской Отчизне!

Посетивший СССР в 1930-е годы немецкий писатель Леон Фейхтвангер отмечал: «Для молодёжи делается всё, что только вообще возможно. Повсюду имеется бесчисленное множество превосходно организованных яслей, детских садов, большая сеть школ, число которых растёт с невероятной быстротой. Дети имеют стадионы, кино, кафе и прекрасные театры. Условия, в которых растёт советская молодёжь, более благоприятны, чем где бы то ни было».  

В Советском Союзе неуклонно росли тиражи газет, журналов, научной, художественной и детской литературы. В 1938 году журналы издавались на 33 языках, в том числе на русском — 1406, на украинском — 139, на грузинском — 37, на узбекском — 20, на казахском — 15, на татарском — 11. Даже малочисленные народы автономных республик имели свои журналы. «На 100 жителей СССР в наших библиотеках имеется 75 книг», — говорил В.М. Молотов.

В советское время крупные издательства обеспечивали массовый выход качественной детской литературы. Реставрация капитализма даже здесь всё перечеркнула. Хорошую литературу для детей выпускают лишь несколько десятков небольших издательств малыми тиражами. Она тут же теряется среди сотен безликих, аляповатых коммерческих изданий. Поделки низкого качества подменяют литературу, несущую высокие ценности. Закрылся единственный специализированный журнал «Детская литература». В Москве отдан под очередной бутик Дом детской книги на Тверской. Почти на нет сошло финансирование праздников детской книги, фестивалей детской песни. А ведь потребность в таких фестивалях есть! Только вот потребности людей и «потребности рынка» — разные вещи.

Третьей важнейшей особенностью ВЛКСМ, как и других коммунистических молодёжных организаций мира, были интернационализм, антиимпериализм и антифашизм.

Коммунистический интернационал молодёжи, как и Всесоюзный Ленинский комсомол, был рождён Октябрём 1917 года. Обе организации стали массовыми молодёжными объединениями и органической частью «взрослого» Коминтерна. Это были беспрецедентные явления в мировой истории, о природе и деятельности которых спорят и сегодня.

Революционные события в России всколыхнули молодые умы и души в странах Западной Европы, Азии и Америки. В короткий срок были образованы организации «Коммунистическая молодёжь Германии», Федерация социалистической молодёжи Франции, Коммунистическая федерация молодёжи Италии, действовавший в подполье Коммунистический союз молодёжи Финляндии, Союз революционной рабочей молодёжи Австрии, Брюссельская лига молодёжных социалистических организаций, Социалистический союз молодёжи Китая и многие другие.

В ноябре 1919 года в условиях строгой конспирации прошёл первый Конгресс Коммунистического Интернационала молодёжи, в работе которого принимали участие представители 13 стран. Всего через два года КИМ насчитывал в своих рядах уже 600 тысяч юношей и девушек, объединённых в 48 национальных секций.

КИМ, вплоть до его роспуска в 1943 году, играл большую роль в деле социалистического преобразования планеты, вовлечения молодёжи в активную политическую жизнь своих стран. Он установил традицию проведения международных юношеских дней, устраивал шествия и демонстрации, создавал вечерние школы и курсы для рабочей молодёжи, организовывал летние лагеря труда и отдыха, международные спортивные состязания.

В годы Второй мировой молодёжь была на самых трудных участках борьбы с германским фашизмом и японским милитаризмом. Более половины заключённых фашистских тюрем были в возрасте до 25 лет. Сотни тысяч молодых коммунистов были убиты и казнены. Они погибали, чтобы победить зло.

В интербригадах Испании, в европейском движении Сопротивления, в подполье Краснодона, в китайских партизанских отрядах формировался новый тип молодой личности, намного опередивший своё время. В смертельной схватке ему противостоял другой, созданный фашистской пропагандой тип «хозяина мира» с хищным блеском «волчьих глаз», по выражению Гитлера.

Миллионы комсомольцев погибли, защищая Отечество и освобождая народы других стран. В 1941 году численность ВЛКСМ составляла 7,5 млн. юношей и девушек. К 1946 году она сократилась почти на 3 млн. человек. Советская страна лишилась значительной части поколения, воспитанного в 1930-е годы. Это были лучшие представители братской семьи народов СССР. Война унесла жизни тысяч талантливых комсомольских вожаков. Их убеждённости и веры в идеалы коммунизма, их отваги и самоотверженности, их принципиальности и честности, их опыта и знаний так не хватало нашей стране в послевоенное время.

Победа советского народа в Великой Отечественной войне подстегнула международное движение молодёжи против войны, реакции, колониализма. Боевое братство, рождённое в антифашистской борьбе, сплотило молодых людей в их желании сохранить мир на Земле. Стали формироваться всемирные молодёжное и студенческое движения.

В ноябре 1945 года в Лондоне представители молодёжных организаций 63 стран заявили о создании Всемирной федерации демократической молодёжи. На тот момент ВФДМ охватила 30 миллионов человек. Популярность нового международного института была столь высокой, что уже к 1953 году она выросла до 75 миллионов юношей и девушек в 88 странах.  

Идее проведения всемирных фестивалей молодёжи и студентов более 60 лет. За это время не раз менялась общественно-политическая ситуация, но неизменным остаётся стремление молодёжи к общению, мирному миру, дружбе народов. Не случайно эмблемой международных молодёжных встреч стал голубь мира, предложенный Пабло Пикассо. Первый Всемирный фестиваль в Праге проходил под лозунгом «Молодёжь, объединяйся в борьбе за прочный и длительный мир!» 17 тысяч юношей и девушек из 71 страны мира приняли участие в восстановлении разрушенной фашистами «золотой» Праги. После неё фестивальными столицами были Будапешт, Берлин, Бухарест, Варшава, София.  

Международная бригада закладывала во время фестивальных торжеств фундамент нового венгерского стадиона на развалинах бывшего Нэпштадиона. Сотни человек из разных стран работали на строительстве варшавской школы на улицах Нарбута, в которую попала одна из первых немецких авиабомб в сентябре 1939 года. Нынешнее поколение молодых чехов, поляков и венгров, во многом приветствующее расширение НАТО на восток, наверняка ничего не знает об этом. Правящая элита этих государств спешит предать забвению печи Бухенвальда, кошмары Варшавского гетто, утопленное в крови Пражское восстание.  

А в 1940—1950-е годы советский народ-освободитель пользовался благодарностью и уважением во всём мире. О VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов 1957 года напоминают Парк дружбы, проспект Мира, Фестивальный проспект, пятилепестковая ромашка, ставшая символом последующих встреч, и до сих пор любимые народом «Подмосковные вечера».

XII фестиваль молодёжи и студентов в Москве в 1985 году ярко показал достижения советской молодёжной политики. В нём приняли участие делегации из 157 стран мира. Были представлены 86 международных молодёжных организаций и около 3 тысяч национальных. Всего в Москву приехала 21 тысяча человек.

Сегодня, несмотря на неоднородность молодёжных организаций мира, они ищут новые пути сотрудничества. Для этого проводятся социальные форумы молодых антиглобалистов. Несмотря на потери мирового социализма в конце ХХ века, сохранилась и традиция проведения всемирных фестивалей молодёжи и студентов. В 1997 году более 15 тысяч молодых коммунистов, социалистов, левых радикалов и центристов принимала Куба. В 2001 году Всемирный фестиваль проходил в Алжире, в 2005-м — в Венесуэле, в 2010-м — в ЮАР, а в 2014-м — в Эквадоре. Вклад в их подготовку и проведение внесли лидеры молодёжного движения КПРФ: Д.Г. Новиков, Ю.В. Афонин, К.К. Тайсаев, И.Н. Макаров, А.Н. Долгачёв.

Четвёртой особенностью коммунистических молодёжных союзов стало органичное сочетание политической борьбы с культурно-воспитательной работой.  

Ещё в начале 1920-х годов в комсомоле развернулась дискуссия «массовиков» и «классовиков». Первые, не уделяя должного внимания идейно-политической подготовке, считали, что комсомол должен сосредоточить усилия на росте своих рядов за счёт широких масс крестьянской, студенческой и учащейся молодёжи. Следовательно, нужно было решать образовательные, трудовые, культурные, бытовые и досуговые вопросы. Вторые, напротив, видели главной задачей превращение комсомола в революционный политический авангард сознательных молодых большевиков. Они требовали строго ограничить вступление в ряды союза «непролетарских элементов».

Идейную платформу комсомольских «классовиков» порой называют троцкистской. Но в действительности оценка Троцким молодёжного движения была куда как скромнее. В комсомоле он видел лишь средство для «латания прорех в хозяйственном и государственном строительстве». Обе крайности были преодолены не только в рядах ВЛКСМ, но и в рамках КИМа.   

Именно комсомол выступил организатором и наставником детского движения в Советской стране. 19 мая 1922 года II конференция РКСМ приняла постановление о развитии красногалстучных пионерских отрядов. Родилась Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. При ЦК комсомола было образовано Бюро по работе среди детей. Всего за год численность советской пионерии выросла с 4 тысяч до 100 тысяч ребят. История помнит многочисленные подвиги юных продолжателей дела Октября в мирное время и особенно в годы Великой Отечественной войны.  

Коммунисты и комсомольцы стремились учитывать запросы разных возрастных групп детей и подростков, выдвигать посильные и интересные подрастающему поколению общественно полезные задачи. Формы и методы работы вырабатывались в упорной борьбе с детской беспризорностью и бродяжничеством, преступностью и проституцией. В середине 1920-х годов в СССР было создано около 200 трудовых коммун для подростков. Они решали задачу дать воспитанникам общее политехническое образование и практические трудовые навыки. Известными на весь мир стали детская колония имени М. Горького и коммуна имени Ф. Дзержинского, руководимые талантливым педагогом-новатором А.С. Макаренко. На предприятиях была введена квота для подростков из детских домов и колоний. В короткий срок семимиллионная детская беспризорность была преодолена.  

Этот уникальный опыт оказался ненужным в современной России. Теперь наша страна лидирует по числу детей-сирот. Не менее 2,5 тысячи несовершеннолетних каждый год подвергаются сексуальному насилию. Примерно столько же заканчивают жизнь самоубийством. Ещё полторы тысячи погибают от рук взрослых. Детская смертность в России в три раза выше, чем в европейских странах. Такова цена реставрации бандитского капитализма.

 

Многоликий ХХ век и причины отступлений

 

ХХ столетие знает множество примеров активного участия молодых людей в революционном процессе. Однако этот век поставил и немало вопросов. Многое из того, что происходило в мировом молодёжном сообществе, не получило должного осмысления в теоретическом багаже КПСС.

«Громом среди ясного неба» для руководителей братских компартий стали массовые выступления французской молодёжи в бурные шестидесятые годы. Эти социальные потрясения не имеют однозначной трактовки среди учёных-марксистов. Порой молодёжь объединял лишь «голый» протест, принимавший самые острые формы. Известный публицист С.Г. Кара-Мурза видит в нём «новое явление культуры большого города, в котором возникает высокая концентрация молодёжи, отделённой от мира физического труда и традиционных межпоколенческих и социальных связей».

В чём-то мятеж парижских студентов в 1968 году может считаться предтечей будущих «цветных» революций. Исторически прогрессивное и созидательное тесно переплелось в нём с деструктивным и примитивным. Но в отличие от так называемой арабской весны, «молодёжный бунт» конца 1960-х дал свои позитивные результаты. Парижские студенты завоевали право на автономию университетов, превратили Сорбонну в центр левой творческой мысли.

Характерно, что символами «бунта» европейской молодёжи стали латиноамериканский революционер-романтик Эрнесто Че Гевара и вождь китайского народа Мао Цзэдун. Между тем эти крупнейшие политические лидеры олицетворяли собой не просто две разные национальные культуры, но и два взгляда на социализм. Воодушевлённый победой на Кубе, Че искренне полагал, что небольшая группа героев способна изменить мир, неся революцию в обделённые страны «третьего мира». Мао же, исходя из своего 20-летнего опыта борьбы за власть, считал, что «подлинные герои — это массы, сами же мы зачастую бываем до смешного беспомощны».

На примере молодёжного движения ХХ столетия подтверждается известное ленинское положение о том, что, как только отступает одна идеология, её место занимает другая. Так было, когда осенью 1956 года вспыхнул контрреволюционный мятеж в Венгрии. Он начался с массовой студенческой манифестации, а продолжился кровавыми зверствами бывших «хортистов» — фашистских прихвостней. Только весной 1957 года в борьбе с остатками антикоммунистических и откровенно фашистских течений был воссоздан Коммунистический союз молодёжи Венгрии.  

Поучительны и события в Чехословацкой социалистической республике весной 1968 года. Выступление контрреволюции начиналась с роспуска молодёжного отряда КПЧ — Чехословацкого союза молодёжи. Газета «Млада фронта» и другие средства массовой информации призвали молодёжь «выйти из-под контроля ЧСМ», «не верить в идеологию, во власть, в авторитеты, в планы, а верить только самим себе». Постоянное заигрывание с молодёжью, разжигание сепаратистских и националистических настроений были отличительными чертами спекулятивной кампании антисоциалистических сил.

Поражает беспомощное нежелание ряда бывших руководителей КПСС и ВЛКСМ извлечь должные уроки из контрреволюционных процессов в Венгрии, Чехословакии, Польше. На XXI съезде ВЛКСМ в 1990 году партийно-комсомольское руководство фактически «сдало» идеологический бастион. Виктор Мироненко, бывший первый секретарь ЦК ВЛКСМ, вспоминал: «До сих пор остаётся неясным, как сравнительно небольшая группа делегатов, возглавлявшаяся М. Сотниковым, В. Гайворонским, А. Беком, смогла оказывать столь сильное влияние на ход съезда. Автору в ходе съезда довелось встретиться с ними в номере гостиницы «Россия» для переговоров о направлении работы съезда в более конструктивное русло. Эта комната была настоящим штабом, оснащённым современнейшей и дорогостоящей техникой, приобретение которой не мог позволить себе даже «сказочно богатый» ЦК ВЛКСМ. Не оставалось сомнений, что за спиной так называемой демократической оппозиции в ВЛКСМ стояли мощные политические силы, которые, не считаясь с затратами, вели дело к разрушению союза».

В годы «перестройки» силы контрреволюции активно идеологически воздействовали на молодёжь и организационно громили тех, кто мог консолидировать молодых людей, верных идеалам социализма. Чётко работали методики разрушения Советского Союза изнутри. А они были созданы с расчетом на новые поколения. Ещё в конце 1960-х годов американский социолог Гэллап цинично рассуждал: «В Советском Союзе более 100 миллионов молодых людей в возрасте до 25 лет, то есть тех, кто завтра придёт к управлению страной. Мы не должны жалеть никаких средств, чтобы в будущей войне не было ни Александра Матросова, ни Лизы Чайкиной, ни «Молодой гвардии».  

Именно в работе с молодёжью особенно негативно сказывалось забегание вперёд в оценке зрелости социализма в СССР. В 1970—1980-х годах среди советской молодёжи происходил разрыв между пропагандируемыми идеалами и готовностью действовать в соответствии с ними. Недостаток сознательности проявлялся у части молодёжи в отношении к общественно-полезному труду, государственной и личной собственности, исполнению воинского долга. Всё чаще встречалось несоответствие между тем, чему «учат в школе», и тем, что наблюдается в реальной жизни. Многими руководящими работниками КПСС и ВЛКСМ был основательно забыт ленинский завет: «Никогда миллионы людей не будут слушать советов партий, если эти советы не совпадают с тем, чему учит опыт их собственной жизни».

Задача расширения влияния комсомола нередко сводилась к росту количественных показателей. С конца 1940-х до середины 1980-х годов ВЛКСМ дважды удваивал свои ряды. К 1987 году он достиг численности в 42 миллиона человек. Это составляло 66% молодёжи в возрасте от 14 до 28 лет.

Сегодня КПРФ проводит курс на омоложение партийных кадров. Однако, работая в условиях оппозиции, важно понимать, что задача простого увеличения численности молодёжи в партии — не главная. Решающее значение будет иметь подготовка молодых «профессиональных революционеров». Именно они должны стать авангардом в борьбе за умы своих сверстников.  

К началу 1980-х годов инициатива и самодеятельность в жизни ВЛКСМ затухали. Работа многих организаций строилась шаблонно, по указаниям сверху. Комсомольские собрания и пленумы приобрели ритуальный характер. Выборность зачастую стала формальностью. Идейная убеждённость размывалась. Нарастали проявления карьеризма. Членство в комсомоле для многих стало обыденностью, а не почётным и ответственным делом.

Горбачёвская «перестройка» подтолкнула формирование внутри ВЛКСМ ряда течений разной идеологической направленности. К концу 1980-х под лозунгами обновления организации выступили уже явно антикоммунистические и националистические силы. Используя негативные проявления в жизни комсомола, идейные враги Советской власти развернули его огульную критику. ВЛКСМ объявлялся школой «цинизма и карьеризма, жестокой дрессуры, звериной натаски лидеров», мастерской по обрубке «рядовых под болванку «советского человека».  

Развал единой структуры ВЛКСМ происходил под рефрен расхожего лозунга тех лет: «Берите суверенитета столько, сколько проглотите!» Первым «хлопнул дверью» комсомол Литвы. В мае 1990 года в независимую организацию выделился Ленинский коммунистический союз молодежи РСФСР.

После событий августа 1991 года команда первого секретаря ЦК ВЛКСМ В. Зюкина спешно занялась решением главного для себя вопроса — разделом собственности. Некогда мощная организация была разрушена. На базе остатков комсомола был создан аполитичный Российский союз молодёжи.

Вскоре после этого на инициативной основе были предприняты попытки возрождения обновленного ВЛКСМ, а затем — РКСМ. Однако становлению коммунистического союза молодёжи мешали непомерные амбиции и политические шарахания ряда молодых лидеров. События 1990-х ещё раз доказали, что успешная работа комсомола может строиться только в неразрывном единстве с партией, при обогащении молодёжи жизненным и политическим опытом старших поколений.  

Сегодня этот опыт учтён. Практически во всех бывших республиках СССР Коммунистические союзы молодёжи действуют под руководством компартий. По аналогии с СКП-КПСС их объединяет Союз комсомольских организаций (СКО-ВЛКСМ). Ряд комсомольских лидеров выросли в сильных партийных руководителей. Олег Хоржан возглавляет коммунистов Приднестровья, Тимур Пипия — коммунистов Грузии.

 

2015-06-10

«Правда»

http://kprf.ru/party-live/cknews/143672.html/print     

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Облако тегов

Архив новостей

Июль 2020 (1)
Июнь 2020 (1)
Май 2020 (3)
Апрель 2020 (2)
Март 2020 (4)
Февраль 2020 (5)

Ссылки

{sape_links}
^