» » ЛЕКЦИЯ о Дважды Краснознамённом ансамбле песни и пляски Советской Армии имени А.В. Александрова
Информация к новости
  • Просмотров: 667
  • Автор: ZLN
  • Дата: 27-12-2016, 19:07
27-12-2016, 19:07

ЛЕКЦИЯ о Дважды Краснознамённом ансамбле песни и пляски Советской Армии имени А.В. Александрова

Категория: В мире, В Северске, СССР

ЛЕКЦИЯ

о Дважды Краснознамённом ансамбле песни и пляски

Советской Армии имени А.В. Александрова 

 

Где-то в начале 1970-х годов в Томск приезжал с гастрольными концертами знаменитый Дважды Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А.В. Александрова. 

По существующим тогда порядкам, Ансамбль не мог въехать в наш режимным город. Но приехал заместитель по политработе коллектива Борис Николаевич Селезнёв, который прочитал нам, лекторам общества «Знание», лекцию о создании замечательного коллектива и его плодотворной творческой деятельности.  

Я старалась, насколько успевала, записать рассказ Бориса Николаевича. Получилось несколько коряво, но, по-моему, вполне понятно, как трудился и расцветал в советское время этот замечательный Дважды Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии.  

 

12 ОКТЯБРЯ 1928 ГОДА в Доме Советской Армии был создан ансамбль из 12 человек (октет, два танцора, два музыканта). 

Первым художественным руководителем стал профессор Московской консерватории Александр Васильевич Александров. (им написана музыка Гимна Советского Союза, «Священная война» и др. песни о Советской Армии). 

За 8 лет он превратил ансамбль в крупный художественный коллектив. В 1937 году в составе уже 185 человек, первые гастроли – во Франции на Всемирной выставке. Встретили настороженно, но искусство артистов растопило недоверие парижан, Ансамбль получил приз «Гран При».    

В 1946-м году в расцвете сил от сердечного приступа умер в Потсдаме во время гастролей в Германии Александр Васильевич Александров. 

Борис Александрович, его сын, с тех пор бессменный руководитель и композитор («Песня о Ленине», «Песня о России», «Баллада о мальчишке» и др.),  оперетты «Свадьба в Малиновке», «Моя Гюзель», «В Степях Украины» и по сюжету «Максим Перепелица». 

 

Им написано несколько ораторий, за ораторию «Дело Ленина бессмертно», к 100-летию Ленина ансамбль получил юбилейную медаль.   

Затем созданы две новых программы, 7 новых танцев. Теперь новая медаль – «Александра Васильевича Александрова». Сейчас в ансамбле три народных артиста (Б.В. Александров, Е.Н. Беляев и А.Т. Сергеев), 17 заслуженных артистов РСФСР.   

Хор 100 человек (четырёхголосный), оркестр 50 человек, танцевальная группа (мужская).  

Репертуар – 1522 произведения, все в активе. Основное направление – военно-патриотическое, Ансамбль не имеет права поддаваться модным течениям, влиянию однодневок, подделок.  К 100-летию Ленина заключили договоры с 26-ю маститыми композиторами, и не получили ни одной песни.  

О космонавтах – 38 произведений, но для такой махины как ансамбль – только одна («Давай, космонавт, потихонечку трогай»). 

 

АНСАМБЛЬ ВЕДЁТ НАПРЯЖЁННУЮ концертно-гастрольную жизнь. Почти каждый год новая программа. Объехали все народные республики, но «белых пятен», как Томск, Челябинск  -  ещё много.   

46 поездок в 20 стран мира. Ансамбль больше гастролируют в стране, чем за границей, а пресса представляет иначе. В стране много различных военных округов. За 5 лет в них гастролировали  2,5 года, и в 5 местах за границей. Остальное время ансамбль гастролирует по республикам и городам СССР. Мало пишут об их деятельности в стране.    

 

НА ГАСТРОЛЯХ ЗА ГРАНИЦЕЙ перед ансамблем стоят особые задачи: 

1. Как военный коллектив за рубежом обязаны исполнять военно-революционную тематику.

2.  Средствами искусства вести пропаганду в войсках социалистических стран. Напоминать о Родине. 

3. Советским и русским людям, по разным причинам оказавшимся за рубежом (эмигранты), напоминать о родине. 

4.    Разъяснительная работа об СССР. У них есть беседчики-лекторы.

5.    Политические демонстрации (возложение венков).

6.    В определённые исторические моменты – идеологическое воздействие на людей.   


Вокруг ансамбля всегда особый ажиотаж из-за его политической окраски.   

 

Батальон Советской Армии за рубежами 

 

В честь 50-летия Советской власти концерт в Париже составили номера: 

«Марсельеза» 

«Гимн Советского Союза»  

«Варшавянка»   

«По долинам и по взгорьям»   

«Соловьи»    

«Штурмовали мы Берлин»   

«Дружба»  (Ф. Жерар)  и др.

«Я прожил жизнь»  (М. Теодаракис)  и др. 

Три солдатских пляски   

Русские и французские народные песни.   

 

Такую программу «протащить» очень трудно, доходит до конфликтов, но мы настаиваем. Зритель бывает всякий, от открытых друзей до открытых врагов.  Но концерты всегда проходят с огромным успехом и выливаются в политические демонстрации, с криками, лозунгами, с размахиванием флагов.

           

ОСОБАЯ ЗАДАЧА – ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АРМИИ капиталистических стран. В капиталистические армии с концертами попадают только при первичных гастролях, при вторичных уже не удаётся.   

Например, в Италии дали хороший концертный зал. Попросились в армию дать бесплатный концерт. Отказали. Обратились через газету коммунистов. Согласились. Ансамбль размещён в 15 км, дали машины с опозданием. Зал битком набит солдатами, курсантами, в центральной ложе – военный атташат НАТО (150 генералов).

Исполнили Гимн Италии, Гимн Советского Союза – жидкие аплодисменты, вставал только атташат. Но к 3 - 5 песне – полная кондиция. Зал бесновапся от восторга.  Пляска запорожских казаков (турецкий и американский атташе ушли). Пляска пехоты и моряков – под общий рёв. Потом человек 500 из зала прорвались на сцену и буквально раздели танцоров на сувениры. Братание армий.   

Газеты писали: «Кто понесёт наказание – не способствует боеспособности итальянской армии…» .

 

ПРОВОДЯТ ШЕФСКУЮ РАБОТУ – дают внеплановые бесплатные концерты.  В 1967–68 годах за 62 дня во Франции дали 60 концертов по плану и 16 – бесплатно. Охрана труда – побоку…   

Например, проводился большой гала-концерт (ночной). Доход – в помощь голодающим отсталых стран. Участвуют все, кроме нашего ансамбля. Импресарио (французский коммунист) отказался помогать. Договорились с трудом сами, выступить после планового концерта, перебросили 2,5 т. реквизита.  

Перед нами выступали девушки из Голливуда, танцевали канкан в голом виде. Публика спит – кого удивишь голыми женщинами?..   

И вдруг 200 мужчин в военной форме. Публика бесновалась, не отпускала, использовали двойную норму времени, что не допускалось, (На бис не разрешалось).  

«Придали концерту нужную окраску».   

 

В ансамбле есть репертуар на все вкусы эмиграции, так как эти люди оторваны от родины – «Ямщик», цыганские мелодии. Люди рыдают, воют по-деревенски. В антракте они буквально ощупывают артистов. Здесь идёт работа «беседчиков». Бывают смертельные случаи… При исполнении песни «Бухенвальдский набат» – скончался бывший узник Бухенвальда.

 

В Канаде наш ансамбль - единственный художественный коллектив, который был приглашён выступить в Круглом зале Парламента.    

Ежедневно группы ансамбля (до 20 человек) выезжают на различные беседы и дискуссии. Во главе обязательно коммунист. Готовы отпеть 10 лишних концертов, приезжают мокрые, но со своей задачей справляются. За 62 дня состоялись 32 встречи со студентами и рабочими.   

 

АНСАМБЛЮ ПРЕДЛОЖИЛИ ПОМОГАТЬ в продаже советских пластинок и книг. Дело хорошо идёт с автографами, и артисты до мозолей подписывают по 4 часа, сердятся. Но потом поняли идеологическое значение такой работы. Подписали 85 тысяч экземпляров.

Они получили во Франции золотую пластинку (миллионный экземпляр), всего 1,3 млн. Есть золотая пластинка из ФРГ, а там такие песни, как «Штурмовали мы Берлин» и др.  

 

                        Политические демонстрации    

 

Возложение венков на могилы партизан, воинов, особенно, если есть могила хоть одного советского человека. Батальон Советской Армии возлагает венок – это всегда производит огромный политический эффект.   

В Бельгии – минус 10 градусов, в гимнастёрках, во Франции Де Голлю возложили венок, хотя французские коммунисты были против.

9 мая в Торонто (Канада) напомнили, какой это день для нас. Спели «Священная война».  

В 1967 году – весь ансамбль на приёме в английском посольстве. Нам сообщили, что умер Маршал Малиновский. Поломали всю процедуру, заставили всех стоять минуту молчания.  

1970-й год - в Канаде постоянные пикетирования, угрозы физической расправы. Сионисты, чешские и венгерские эмигранты, украинские и русские националисты мешали проходу, провоцировали драки, разбрасывали антисоветские листовки, кричат, плюются. В большинстве случаев выдержка артистов побеждает. В 6 городах грозили взорвать, то в театре, то в самолёте. Расчёт двойной – помешать и попортить нервы.

В  Виндзоре, в туннеле 5000 головорезов дрались с теми, кто идёт на концерт (свободная граница с США).   

В 16 городах 28 различных текстов листовок, в том числе программа-фальшивка, часть листовок на ансамбль, часть на зрителей. Подпускают молодых и красивых женщин, уговаривают солистов остаться. Масса людей говорящих по-русски, а мы иностранных не знаем.

Несмотря на все усилия сионистов и др., на пятьдесят одном  концерте было 250 тысяч зрителей.   

 

         Бывали интересные встречи и разговоры. Сын капитана "Варяга": "Был на концерте. Слушал песню про "Варяга", тронут, что про отца не забыли". "Почему на родину не вернулись?" "Был дурак, а теперь стар".  


Гастроли за границей – тяжёлый и изнурительный труд плюс огромная ответственность, но артисты горды успехом и выполнением своей миссии.  

 

28.12.2016 

З. Никитина

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Облако тегов

Архив новостей

Февраль 2020 (2)
Январь 2020 (11)
Декабрь 2019 (3)
Ноябрь 2019 (2)
Октябрь 2019 (1)
Сентябрь 2019 (2)

Ссылки

{sape_links}
^