Информация к новости
  • Просмотров: 87
  • Автор: alla
  • Дата: 21-12-2017, 10:48
21-12-2017, 10:48

Личное и общее.3.

Категория: Наука и культура

Если честно говорить


      Религия, как всякое другое отношение к реальности, определённым образом отражается на ней. Взгляды людей откладывают отпечаток на действительность, они формируют её и наполняют тем или иным содержанием. Как любой другой взгляд на мир, религия имеет свою причину. Она предлагает правила. Необходимость правил возникает тогда, когда люди пытаются закрепить для себя пользу. Вряд ли кто хочет повторять то, в чём находит для себя вред. Так вот, пока правило не принято, его нужно либо объяснить, помочь понять его необходимость, либо установить силой. Страхом кары. Объяснить человеку, почему он одним законам должен следовать, а другим нет, одним желаниям давать волю, а другие ограничивать, не так-то легко. Тут нужны ориентиры, чаще всего это образы. Как ещё опишешь "хорошо" и "плохо"? Почему нельзя спать с чужой женой, когда очень хочется? Почему и когда нельзя взять чужое имущество или убить человека? Объяснение должно быть достаточно веским, чтобы желающий мог остановить своё желание, чтобы у него хватило сил на преодоление. 
    Преодоление - заслуга исключительно силы духа. Откуда мы её берём? Мы её получаем с тем или иным мировоззрением. Как довесок. 
    Каждое новое мировоззрение - это уточнение чего-то уже имеющегося. Прояснение. Люди склонны запутываться в простых вещах, как в тенетах. Главная же суть всех человеколюбивых учений проста, как сама  чистота. Пребывающее в чистоте тело остаётся здоровым, по этому правилу мы моем руки перед едой, к примеру. Душа для того, чтобы оставаться здоровой, тоже должна пребывать в своей, душевной чистоте. Так мы передаём   из поколения в поколение - от отца к сыну - "дух святой", завет чистоты, веру как необходимый взгляд на себя и на мир. Понятное дело, необходимый не врагу человека.
      В действительности душа и тело более связаны, чем предполагает религия. Многие душевные болезни исцеляются лекарствами, но и материю порой можно вылечить, воздействуя на сознание и "бессознательное". Условное разделение на "тело, плоть" - тленное, земное, и душу - небесное, позволяет объяснять правила и отличать живущих для тела от живущих с душою. 
      Спасение души ассоциируется с её чистотой. Оставить душу в свойственной ей чистоте или вернуть ей то, что ей принадлежало. Целомудрие свойственно детям. А ещё они верят в сказки. Взрослые понимают, что сказка и реальность разные вещи, тем не менее, от них требуется вера в одну единственную сказку: царство небесное, которое невозможно на земле. И верить в неё нужно не для того, чтобы такого царства здесь никогда не существовало. Верить в неё нужно так, чтобы добро побеждало. Так не может верить тот, в ком нет той, детской чистоты. 
       Спасти душу человека неразвращённого нельзя, потому что он уже в порядке. Чтобы "спасти" нравственного человека, его сперва надо развратить, что было бы злом. Религия - лекарство для больного духа, а не для здорового. Вера исцеляет больные души, им она нужна. Целомудренные в ней не нуждаются. Поэтому делать веру в бога, ритуал доказательством чистоты - это всё равно что делать костыли доказательством здоровости человека. Чтобы уверовать так, как это часто нам предлагается, сперва нужно заболеть. Согласитесь, переломить здоровому ноги только для того, чтобы дать ему возможность потом выздороветь, это садизм. 
        Вера - как бензопила, должна быть в очень осторожных руках. Стремление спасти души не должно их  калечить. Иначе говоря, вера должна иметь меру. Мы сочли бы вредным опасным безумцем врача, назначившего операцию здоровому человеку. Здоровые органы в пересадке не нуждаются, и лекарства необходимы избранным. Чтобы стать религиозным, нормальный человек, пребывающий в здравом рассудке и допустимом для взрослого целомудрии, должен сперва изъять всё лучшее из себя, а затем отдать свою волю во владение неведомому, - во-первых, это опасно, во-вторых, это излишнее насилие над собой. Сперва он должен стать хуже, а затем отдаться в распоряжение неизвестно кому. Мы же знаем, что неведомым очень умело порой распоряжаются дельцы, шарлатаны...  
      Люди идут в церковь за светом, а не за  гнётом. Но их призывают сносить творимую над ними неправду или им прощают осуществляемый ими гнёт. Таким образом, "богом" облагораживают то поведение, которое без веры в его неизбежность считалось бы недостойным. Так вера в бога плохое делает хорошим в глазах людей, а хорошее - плохим. Это очень печально... ещё и потому, что доказать здесь ошибку или жестокий расчёт практически невозможно: логика обычных рассуждений не воспринимается доказательством истинности, аргументом "правды" становится присущее ей умиление и благообразность.  
        По всей видимости, бог есть, но он не совсем то, что о нём представляют. Его почитают регулятором загробной справедливости (грешников в ад, праведников  в рай). Но и только? Разве на земле его нет? "Там где вас двое, и я среди вас". Бог есть между людьми, и оттого, какие между людьми отношения, мы судим о боге. Заметьте, мы говорим, что бога нет тогда, когда в мире нет правды и справедливости, когда человек обижен человеком и отсутствует даже намёк на торжество истины на земле. Поэтому бог для нас только там, где отношение человека к человеку царит братское, то есть вполне человеческое-человечное, а не там, где "волчий порядок" - угнетение, неравенство, обман, злая хитрость. Бывает так: уста говорят о любви, а руки шарят по карманам в поисках денег.И кто-то нас убеждает, что в этом бог. Кто убеждает? Тот, кто грабит, и тот, кто в доле.     
        Нелицеприятие, неподкупное суждение, честность - вот необходимая миру людей чистота. Честного взгляда на мир боится тот, кто лжёт себе и другим. Для таких людей земное и небесное очень разделено: мир земной, грязный, несправедливый, противопоставлен миру небесному - чистому, в котором справедливость царит. И никаких обещаний порядка на земле. Царство "дьявола" - мир лжи, торжествующей на земле неправды, и царство небесное - мир "бога", правды, чистоты... Лукавство таких воззрений - способ сохранить "власть зла" их хозяев, а не разумное управление плотью. 
     Много бед в мире происходит от плотских желаний. Но неправильное желание "чистоты небесной" только поощряет и распростаняет "грязные" влечения, то есть те, которые некрасивы, нездоровы и опасны для человека и человечества: причиняют вред.  




Без умиления
 
     Жизнь человека в обществе предполагает замену некоторых естественных реакций неестественными, но необходимыми. Иногда приходится подавлять животные позывы. Это нормально и это правильно. Человек должен уметь себя контролировать. Должен ли он контролировать других? Должен ли он остановиться на преодолении собственного влечения, подгонке желания под рамки морали, или обязан перейти к осуждению самого воздействия на низменные чувства? Играть на животных инстинктах запрещено или разрешено?.. 
      "Горе тем, кто приносит соблазн", - вот что знают верующие. Но значит ли это, что соблазнять опасно. Что отвечать за грехопадение будет не только тот, кто поддался греху, но и тот, кто ввёл в соблазн, искушал, попользовался слабостью... Дополнилась ли ответственность человека за себя его ответственностью за других? И если да, то было ли это хорошо? 
      Трудно держать себя под контролем, когда тебя постоянно провоцируют на бесконтрольное поведение. Общество не может не понимать необходимость "внешнего" - не только индивидуального, но и общественного, государственного контроля за отношениями людей. Но здесь тоже важна мера. Перегибы чреваты.  
      "Горе тем, кто приносит соблазн". Вопрос не в том, должна ли быть цензура, вопрос в том, какой она должна быть. Вопрос не в том, должен ли быть закон и принуждение в его выполнению, вопрос в том, для кого этот закон: кого он защищает. 
      При капитализме волки сыты, при социализме овцы целы, а настоящему пастуху что важнее? 
      Мы любим детей и ценим детство не потому, что детей легко обидеть и обмануть. Дети - существа неразвращённые, чистота - их достоинство, которым мы любуемся и о котором с нежностью вспоминаем во взрослости. Дети не лицемерят. Их стремление обмануть бессознательно, они просто стремятся к исполнению своих желаний. Взрослые обманывают, прекрасно понимая, зачем им это надо. Но они так  ловки в своём обмане, что умеют его объяснить, то есть им удаётся даже во лжи не считать себя обманщиками и угнетателями.     
      Чтобы избежать неправды, чтобы оградить себя от привычного людям лицемерия, мы должны наполнять конкретным смыслом абстрактные понятия добра и зла. Зло не безадресно. Оно существует зачем-то и для кого-то. 
      Например, что такое платная медицина: добро или зло? Для бедного человека, а тем более для нищего она зло, безусловно. Потому что бедный человек, не имея денег, не будет вылечен, если заболеет. А вот для богатого платная медицина явное добро, потому что становится исключительным правом богатого человека. Чем он богаче, тем более исключительными правами обладает. 
      Поскольку люди различны, поскольку для каждого статуса своё добро и зло, соответственно, бог богатого человека и бог бедного человека тоже не одинаковы. Если один за угнетение, а другой против, значит, для одного угнетение - добро, а для другого - зло. Богу угнетателя гнёт угоден; богу угнетённого гнёт угоден только в том случае, когда это тот же самый бог угнетателя. Ясно, что обращаться к нему за защитой просто смешно. Ведь это означает считать добром то, что причиняет тебе зло, но остаётся добром для того, под чьим гнётом ты существуешь. Такое положение неестественно, болезненно, ранит, и приходится полюбить свои мучения, собственно, стать мазохистом, из желания понравиться богу угнетателя и заслужить от него награду. Униженный, обманутый готов всю свою жизнь получать то, что для него недобро, только потому, что убеждён в том, что поступает правильно. Осознать свою ошибку и трагикомичность своего положения ему мешает страх. Он боится быть наказанным богом угнетателя. 
     Не все верят в такого бога. Не все ради своей личной загробной жизни готовы обречь народ на мучения. Есть те, которые веруют иначе. Они верят, что люди способны быть не алчными, мудрыми, принимающими внужные миру решения, бесстрашными, самостоятельными, - они таковы сами; они верят, что природной чистоте человека чужда эксплуатация; зло для них всё то, что унижает достоинство человека, лишает воли, разума, способности здраво рассуждать, мыслить. Для них бог в человеке - это отсутствие в нём слабодушия, алчности, корысти, сребролюбия и пр.; для них потусторонняя "нечистая сила" не доказательство необходимости бессилия.   
      Верующие выбирают, во что верить, в какого бога. Они выбирают - нажить миллион или распределить миллион. "Преломив рыбу", накормить голодных или продать её в тридорога... Кто-то лучше выкинет товар, чем его раздаст. Так поступали кулаки, пряча излишки хлеба, когда кругом голодали. С точки зрения капиталиста их действия допустимы, правильны. С точки зрения христианской морали продразверстка была справедлива. То же касается золота в церквях. Большевики им кормили голодных. Останься богатство в храмах, сколько людей не имело бы возможность спастись и умерло бы от голода? В отъёме "у бога" золота и серебра коммунистов обвиняют люди, которые якобы пекутся о ценности человеческой жизни... 
      Никто не защитит народ, если он сам себя не защитит. Никто не защитит рабочих, если они себя не защитят. Зло не расплывчато, оно конкретно, захватывает и поэтому требует подавления, иначе подавляет. 
      Прибыль господина включает в себя часть зарплаты рабочего. Если просят благополучия, господин и рабочий просят о разном: рабочий о том, чтобы его часть была больше, хозяин - о том, чтобы его часть была велика. Бог господина благоволит господину, увеличивая его часть. Соответственно, обделяя рабочего. Это нормально, что вы обделены, когда вы молитесь богу угнетателя и берёте за героев его образцы. Но если вам господа задержали зарплату, мало заплатили или не заплатили за труд, если нет денег на лечение,  если вы беззащитны, падаете в обморок при виде цен и вам всё это не нравится, просто поймите, что не по адресу обращались.     
      Служить ли богу эксплуататора - выбирает эксплуатируемый. Его дело. Только пусть понимает, что он сам даёт дорогу бедам, соглашаясь с тем злом, которое выпадает не только на его долю раба, но и на долю всех прочих, обречённых его верой и жизнью на рабство. Пусть понимает, что отвечает он не только за своё благополучие, но и за благополучие всех прочих униженных и оскорблённых, что верит он при этом не верой Христа и не в Христа, не в доброту или царство добра, а в бессердечность, - хоть это будет честно с его стороны, раз уж на большее не способен.             




      
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Облако тегов

Архив новостей

Январь 2018 (9)
Декабрь 2017 (15)
Ноябрь 2017 (24)
Октябрь 2017 (25)
Сентябрь 2017 (39)
Август 2017 (36)

Ссылки

^