» » Искусство опустошения (6. Сыр выпал...)
Информация к новости
  • Просмотров: 234
  • Автор: alla
  • Дата: 23-01-2020, 16:48
23-01-2020, 16:48

Искусство опустошения (6. Сыр выпал...)

Категория: Наука и культура

  6. "Сыр выпал…" 
  (Продолжение. 1.Факт, 2."Физиология" поражения, 3.Народная мудрость, 4.Эпизод, 5.Правила безопасности) 
         
           Пословицу о друге можно ещё так изложить: скажи мне, как работают твои подчинённые, и я скажу, какой ты руководитель. При Сталине могли в жуткой обстановке перебросить полторы тыщи заводов на Восток, а при Ельцине – остовы заводов… а при Путине – на месте заводов развлекательные центры. 
           Ну, хоть бы воздух стал чище - так нет, грязи больше. Включая радиоактивные отходы, собираемые в Россию из других стран.
           Не жалуя подчинённых президента, граждане России, тем не менее, к их начальнику требований не предъявляют. Владимир Путин вне конкуренции и вне подозрений. Странно? Да.  
           Но я не о всех, конечно, говорю. Есть подозревающие. А есть и прямо уверенные. Другие... боятся. Страшно. Страшно понять, что ошибался. Страшно понять, что нужно что-то делать. Страшно остаться без работы. Страшна война. Страшно вернуться в «лихие 90-ые» (забавно, что именно эти годы считают временем освобождения от страха, владеющего людьми теперь). Лучше просто - от праздника к празднику, сквозь тяжёлые будни, натыкаясь на бардак и скрывая его происхождение, в своём монастыре по чужому уставу (вспомним здесь о преимуществе международного права, западных моделях и т.д.), при этом считая себя самостоятельными, а жизнь достойной. Так спокойнее... но не честнее. 
           Сложно добиваться прозрения. Всё равно что Грицацуеву просвещать насчёт Бендера. Любовь зла... Классика жанра: «Остап вынул из бокового кармана золотую брошь со стекляшками, дутый золотой браслет, полдюжины золочёных ложечек и чайное ситечко.
           Ипполит Матвеевич в горе даже не сообразил, что стал соучастником обыкновенной кражи.» (Ильф и Петров, «Двенадцать стульев») 
           Есть ещё иллюстрация: «Ворона каркнула во всё воронье горло – сыр выпал…»14 
           Пока страна, как ворона из басни, завороженно внимала песням о собственной демократичности, правильности, прогрессивности, пока восхищалась своей православностью,  утопала в ненависти к поработившим её коммунякам, упивалась новостями о восстановленном величии и обретаемом ею богатстве, её обдирали, обдирали, как липку: одно предприятие, другое, третье… лес... нефть... газ... а зачем тебе? Разбой не нужен. На жадину не нужен нож – ему покажешь медный грош. На хвастуна не нужен нож – ему немножко попоёшь… Как в басне:     
          - Голубушка! (Россия) Как хороша! Какие пёрышки, какой носок...
          Голубушка!.. Россия! Какое у тебя оружие!.. а технологии!
          Говорят, стало лучше, чем при Ельцине.  Да... после того, когда тебя пинали семь дней в неделю, пинки два или даже пять дней в неделю кажутся раем... 
          Я в переносном смысле. 
          Сначала народ презирали и обделяли без стыда. Теперь обделяют вежливей. Ласково по щёчке: хороший народ… умный... Но, если противишься, всё то ж: дубинкой. 
          Помните песенку лисы Алисы и кот Базилио в советском кинофильме «Буратино»: 
           - Какое небо голубое! 
          Мы не сторонники разбоя:
          на дурака не нужен нож, 
          ему с три короба наврёшь -
          и делай с ним что хошь!
          Так интересно. Басню Крылова учили все советские дети. Сказку смотрели все советские дети. Пословицы знают все. А воспользовались знаниями единицы… 
           И всё-таки, насколько прозорливы оказались советские мастера, взять творцов  «Буратино»: все эти скидки, акции сегодня. «Успей купить!» - до чего в точку отражены:  «Сегодня же самая последняя ночь, когда можно сеять деньги! Не успеем! Опоздаем! Не посеем, не пожнём. Что творится, я не знаю… Буратино, ты сам себе враг…» 
          Нет.... не только в России наивные люди ждут, когда вырастет дерево, усыпанное золотыми монетами. Но в России коту и лисе легче обогатиться. Потому что у них: «Там мышь, свой человек!» - свой человек. Я думаю, есть... здесь у тех, которые "там". И которые здесь. После которых - потоп...
          Так рассудить, выбор понятен: с одной стороны социализм, не разбогатеешь. С другой – дерево с золотыми монетами, пусть и на поле дураков. Твоё дерево, твоё личное золотое... ты зарыл свои денежки (свой талант строить другой мир) и ждёшь. Дерево растёт, усыпанное золотыми монетами, и от этого богатства тебе ничего не перепадает...  А с другой стороны, где нет поля, есть риск угодить в чулан с пауками, которые «поучают, поучают…» Выбор понятен. Удивляться тут нечему. Удивляют люди, выбирающие золотой ключик не потому, что он золотой, а потому, что этим ключом открывается потайная дверь к счастью. Не просто к счастью. Не только, то есть, к своему частному счастью, но к общему, человечному.
           Вот Карабас Барабас хотел счастья для себя. А Буратино - для папы Карло, своего создателя. Есть разница?
           Где находится дверь, та, заветная, что открывается ключиком, - богатые знают, но не говорят, потому что им не надо, чтобы все знали: в каморке у бедного папы Карло... нищета там, даже очаг, и тот нарисован, - бедный! очень бедный папа Карло. Бедный... очень бедный - социализм. 
           Наконец, дверь нашли мы. А ключ где?
           «Не будете как дети – не войдёте в царствие небесное», - Иисус Христос сказал. Что имел ввиду: доверчивость, чистоту? Что значит - быть как дети? доверять кому попало, верить в сказки? или по-детски, без полутонов, отличать добро от зла, как в сказках. Или так, как говорил Владимир Маяковский: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»... 
           Покажите мне, что за сказочная детская вера в победу добра. Дайте мне образец! Не Ленин ли это? не Сталин ли? Не сам ли Христос, который «победил мир»15 и призывал своих учеников иметь мужество в достижении поставленных перед ними целей? Не те ли это смешные люди, которые верили когда-то давно16, которые верят и сейчас, что в этом мире можно что-то изменить к лучшему, что натура человека не так уж дурна, как её рисуют, не так страшен чёрт, как его малюют. Не Зоя ли это Космодемьянская, перед казнью грозившая палачам, что Сталин придёт?.. 
           Так скажите мне, правы ли эти люди. Верившие в сказки, ставшие сказкой, сделавшие сказку. 
           "Быть как дети..." Что это значит? 
           Дети что делают? Учатся. 
           Учатся... 
           И ещё раз - учатся. Как завещал великий Ленин. 
         "Уверяю вас: среди рождённых женщинами ещё не появлялся человек более великий, чем Иоанн Креститель. Однако в Царстве Небесном даже самый последний превосходит его.» (11.11) Ев. от Матфея. О чём речь, как мыслите?  
        О развитии. Вот и дар, щедрый дар человечеству. Право на развитие. Учитесь! Вы щедры настолько, чтобы дарить миру право на развитие? Вы имели отрицательный опыт развития мира? Но разве развитие каждый день свой и час бывает безошибочным?.. Разве ляльки не падают, когда учатся ходить? Иди!
          Кто из нас без греха?
          Если б никто не ошибался, не существовало бы необходимости прощать вину во исправление грехов. А раз прощение существует, значит, существует намерение их исправлять. Ага, тот самый, высший замысел. В том, что люди будут хороши. В идеале. 
          В идеале они хороши. Идеал - это рай. Идеальные попадают в рай.
          Идеальных не бывает? 
          Хм... 
          Христос же был.
          И другие... 
          Важно стремиться к идеалу. Взрослые знают, что он недостижим? Но для детей нет невозможного. В этом слабость детей, но в этом сила человечества. Идеал - то, что невозможно на земле. Не для детей. Быть ребёнком: может быть, верить в возможность лучшего? Ну, того, что мыслится нереальным. Для детей ведь нет понятия реального и нереального. 
          Быть как дети - значит, дать миру возможность быть краше.  
          Развитие, вы знаете, плод поиска. "Ищите и обрящете". Люди развиваются методом проб и ошибок. "Методом научного тыка". Если бы не было ошибок, не было бы их описаний. Описание ошибок - констатация факта (свидетельство) истины о том, чего делать нельзя. Остальное можно, пока не выяснится, что нельзя, и не будет описано. То, что можно, - хорошо. Раз нельзя - значит, плохо. 
           Если говорить о "царстве небесном" - место, где хорошим хорошо, этот рай, коммунизм и так далее... Фокус не в том, достижимо ли "царство". Дело в пути к "царству". Смысл в дороге. Дорогу осилит идущий.          Схвати образ, как ребёнок хватает руку взрослого, и - иди!  
           «Со времён же Иоанна Крестителя и доныне Царства Небесного необходимо добиваться, и лишь добивающиеся достигнут его». (11.12) Если верить Евангелию от Матфея и комментарию к нему, то«добиваться» - дословно: «брать приступом», «решительно прорываться». Разве это не синоним русского выражения «добро должно быть с кулаками»? Что это как не призыв к решительным победам, которые кажутся невозможными?.. Разве фашисты поверили Зое, что Сталин придёт? А ведь пришёл. 
            Так что долой телячью покорность обстоятельствам!  Обстоятельства надо учитывать, а не сдаваться на их волю...       
            Иди.
            В Нагорной проповеди Христос дал образ идеала. Идеального человека, идеальных отношений между людьми. И потом, своей смертью, он дал образ идеальной жизни. Поэтому он не умер. Идеалы не умирают. Умирают ради них. От идеалов, правда, иногда отрекаются...  
            
            Люди не плохи как завет. "Люди дурны" - не догма. Они могут быть плохи, могут быть хороши. От них ждут лучшего, обозначив это лучшее как сохранность. Кто ждёт? Предки. Потомки. Их род. И другие роды, если им не тесно. А то, что в христианстве принято за "непротивление злу насилием"... Истина не в рабство ведёт людей, а к освобождению. Если она истина. В раю рабства нет, а рай - прообраз желанного чистыми честными людьми, а потому и правильного мира. Нет даже необходимости доказывать, что непротивление злу силой, то есть отсутствие физического противостояния, суть дорога в рабство. Речь шла о другом. В идеале надо без насилия. Есть случаи, когда можно и нужно без насилия. Но так, чтобы совсем без использования силы... Подставить щёку не значит раз за разом идти на боль и добиваться унижения - ради боли и унижения. Важна Цель. Ради чего?! Вот самый важный  вопрос. Ради личного блага потом? а откуда уверенность, что оно, благо (вожделенный рай) именно таким образом достигается? Может быть, всё несколько иначе? 
          Цель. Ради чего шёл Христос на распятие. 
          Дать людям истину? 
          Говорить, объяснять, расказывать, пройти по дороге вместе, чтобы успеть объяснить истину, наткнуться на оскорбление, излагая истину - и снова шагнуть на оскорбление. Пройти через унижение, чтобы доказать, что это та самая, стойкая, способная вынести любые испытания в человеке истина, наличие которой и верность которой делает сына человеческого сыном божьим. Всё это ради людей? или ради истины? или ради того, чтобы люди познали, наконец, истину как счастье - любить людей... за то, что они хороши... то есть... Сделать их хорошими. 
          Истина - добро для них только то, что делает людей - хорошими. И не для себя на мгновение, а для человечества, в целом, по жизни - хорошими. 
          Так что попробуй ещё раз. Тебя оскорбили за прекрасное - скажи ещё раз о нём. Передай истину. Сделай правду. Построй дом. Создай страну. Твори - мир: найди слово, материал, инструмент, иди! Забери сыр, пока его не доели. Из пасти. Мышеловки. Осторожно. Прояви смекалку. Ты же русский. Ты же гений. Только... 
          Сохраняя свою милую "детскость", проверяй её взрослым рассудком: горячее сердце - холодная голова, как говорил Феликс Эдмундович.17 И, чтобы не потеряться в деталях, имей в виду общее: целую картину.
          Играй. Живи. Любуйся. Сохраняй. 
     --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
14  Крылов И.А. «Ворона и лисица»
15  Новый завет 
16  Огарёв Н.П. "Исповедь лишнего человека" 1864 г.
                 "Ученики Фурье и Сен-Симона,
                 мы поклялись, что посвятим всю жизнь
                 народу и его освобожденью, 
                 основою положим соцьялизм." 
17 Дзержинский
                
                   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Облако тегов

Архив новостей

Март 2020 (4)
Февраль 2020 (5)
Январь 2020 (11)
Декабрь 2019 (3)
Ноябрь 2019 (2)
Октябрь 2019 (1)

Ссылки

{sape_links}
^