» » Сравнительная эффективность экономических моделей России и Беларуси в рамках Союзного государства
Информация к новости
  • Просмотров: 4935
  • Автор: Рыбовед
  • Дата: 21-04-2008, 20:48
21-04-2008, 20:48

Сравнительная эффективность экономических моделей России и Беларуси в рамках Союзного государства

Категория: СССР

Россия и Беларусь осуществляют рыночную трансформацию в рамках смешанной экономики, однако между ними до сих пор сохраняются существенные различия. В странах-союзницах внедряются разные экономические модели: в РФ делается упор на экономический либерализм, а в Беларуси – на государственное регулирование экономики.

При переходе от плановой экономики к рыночной трансформация охватывает большое количество областей. Однако центральное место в большинстве моделей перехода занимают изменения отношений собственности (прежде всего через приватизацию), создание рыночной среды, где центральное место занимает либерализация ценообразования и реформирование внешнеэкономической сферы. Реформирование может проводиться радикальным образом («шоковая терапия») или постепенным, эволюционным способом.

Интеграция стран-союзниц в рамках создания Союзного государства происходит в условиях взаимодействия двух взаимопереплетающихся и не всегда совместимых стратегий и моделей развития. Беларусь ориентируется на максимальную мобилизацию с помощью государства имеющихся в стране ресурсов, на сохранение крупных предприятий в собственности государства и контроль за ценообразованием, банковской системой, валютными потоками во внешнеэкономической области при сохранении крупных расходов на поддержание социальной сферы. В России исходят из неолиберального понимания механизма рыночной экономики, используют принцип «шоковой терапии», упраздняют многие ключевые функции государства в экономической и социальной сферах, которые переориентируются на принципы свободного функционирования в условиях стихии рынка. При этом предполагается, что частный капитал берёт на себя ответственность за судьбу общества.

Основанные на этих принципах структурные реформы в России привели к сильнейшему социально-экономическому расслоению общества, усилению сырьевой специализации промышленности и, соответственно, структуры отечественного экспорта, к чрезмерной импортной зависимости внутреннего рынка, угрожающему росту сначала государственного, а теперь государственно-корпоративного внешнего долга, сопровождающемуся неконтролируемой утечкой российского капитала за рубеж. Рыночная трансформация проводится в течение уже 16 лет при полном игнорировании рекомендаций авторитетных экономистов Российской академии наук. Этот курс получил название «Вашингтонский консенсус». Его изначальные параметры имеют схожие черты с монетаристской теорией, в соответствии с которой функции государства ограничиваются, главным образом, регулированием денежной сферы, то есть сферой обращения.

Искусственно противопоставляя себя рынку, государство в России фактически ушло с начала 1992 года из сферы регулирования основы экономики – реального сектора; были проведены ускоренное разгосударствление и приватизация собственности без учёта эффективности приватизируемых предприятий, осуществлена непродуманная либерализация внешней торговли и валютных отношений, жизненный уровень большей части населения страны при этом резко понизился. Аргументируя тем, что в России недостаточно своих внутренних ресурсов, радикальные реформаторы объявили важнейшим источником её экономического роста привлечение иностранного капитала. И это притом, что, по различным оценкам, только за 1990-е годы из России было вывезено за границу более 400 миллиардов долларов.

Теперь, по прошествии 16 лет российских реформ, всем ясно и на Западе, и в России, что большие заимствования ссудного капитала за рубежом привели к чрезмерной долговой зависимости, способствовали неоправданному росту импорта потребительских товаров, лишили отечественную промышленность стимулов и внутренних рынков сбыта и, в конце концов, посадили страну на «нефтяную иглу». Общие объёмы производства в 1990-х годах снизились почти в 2 раза, и произошла частичная деиндустриализация страны. Возрастание подобных угроз экономической безопасности в новой России сравнимо по своим последствиям с открытой военной агрессией.

Как известно, сторонники экономического либерализма не обращают внимания на интересы работников наёмного труда. Поэтому неслучайно Всемирный банк (МБРР) в своих ежегодных отчётах неоднократно отмечал большое число людей в России, живущих «в бедности и исключительной бедности». Сейчас их – больше половины населения . Сохраняющийся низкий уровень цены рабочей силы по сравнению с ценами на большинство товаров и услуг (т.е. по сравнению со стоимостью её воспроизводства) является самым серьёзным тормозом роста производительности труда и расширения внутреннего рынка из-за отсутствия надлежащего платёжеспособного спроса у большинства населения России. Доля доходов лиц наёмного труда в России – около 30% ВВП. Для сравнения: доля заработной платы в ВВП стран Евросоюза составляет в среднем 73%, в США – 73%, в Японии – 75% .

Если сравнивать воззрения российских реформаторов, определяющих экономическую политику России, и подходы Минска к реформированию белорусской экономики, то различия видны, как говорится, невооружённым глазом. Речь идёт о разном понимании роли государства в реформаторском процессе и в экономике в целом, а также в социальной ориентации реформ. Признание ключевого значения государства – одна из основных характеристик белорусской модели. В России, к примеру, некоторые обозначают её как командно-административную, вкладывая в это понятие негативный смысл, чтобы опорочить экономический и социально-политический курс нынешнего руководства в Минске. Таким образом, ставится знак равенства между существующим в Беларуси экономическим механизмом и директивной плановой экономикой советского образца. Это неверное утверждение. Белорусский экономический механизм – это механизм переходной экономики, как и в России. Но модели перехода – разные, с серьёзными отличиями.

По нашему мнению, белорусская экономическая модель вобрала во многом в себя черты развития неоиндустриальных развивающихся стран региона Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии – от Индии до Южной Кореи. Как известно, в 1970-1980-х годах эти страны активно включились в мировой трансформационный процесс благодаря высоким темпам экономического роста и индустриализации, осуществлению коренных структурных сдвигов и прорывов на мировые рынки.

Указанная группа развивающихся стран имеет 3 отличительные черты. Во-первых, у них наблюдается относительно высокий уровень валового внутреннего продукта на душу населения по сравнению с другими развивающимися странами. Во-вторых, для данной группы стран характерна в основном промышленная, не сырьевая структура экспорта. В-третьих, в ходе форсированного и индустриального развития эти страны использовали специфические механизмы государственного экономического регулирования, и прежде всего меры эффективной промышленной политики, направленной на поддержку отраслей, находящихся на основных направлениях научно-технического прогресса и обеспечивающих экспортную ориентацию национальной экономики.

Ускоренная модернизация стран Южно- и Восточноазиатского региона стала возможной благодаря органическому соединению современных форм организации хозяйства с социальными институтами этих стран, основанными на национальных традициях и оказавшимися восприимчивыми к общемировым тенденциям социально-экономического прогресса. Разрабатывая и реализуя долгосрочную экономическую стратегию и целенаправленную промышленную политику, государственный аппарат смог обеспечить такие темпы накопления капитала, технологического прогресса, структурных изменений и в конечном счёте роста производительности труда, какие невозможно было достичь за относительно короткий исторический срок (2-3 десятилетий), базируясь только на рыночных механизмах.

Следует отметить, что вторая группа развивающихся стран из указанного региона (Индонезия, Таиланд, Малайзия) использовала более либеральную политику, в которой акцент делался не столько на систему мер прямого государственного вмешательства, сколько на методы макроэкономической, финансовой и кредитно-денежной политики, либерализацию торговли и прямые иностранные инвестиции. В конечном итоге эти страны отстали по времени в темпе трансформации и добились меньших успехов на пути национальной экономической модернизации по сравнению с достижениями первой группы развивающихся стран данного региона.

Как представляется, Беларусь в значительной мере использовала опыт экономической модели рыночной модернизации передовых стран Восточноазиатского региона. С приходом к власти Александра Лукашенко экономические реформы в республике дополняются мерами социальной политики, направленными на рост реальной заработной платы, развитие социальной сферы, где достигнуты успехи в борьбе с инфляцией с помощью развития реального сектора экономики, наполнения внутреннего рынка товарами отечественного производства, постоянного роста платёжеспособного спроса населения, стабильного национального согласия, предотвращения вопиющего социального расслоения народа, которое по-прежнему усугубляется в России.

Жёсткие методы государственного регулирования белорусское руководство вынуждено порой применять в интересах национальной безопасности и выживания страны в условиях фактической блокады Беларуси во внешнеэкономической и внешнеполитической сферах со стороны Запада за самостоятельный курс Минска и его стратегическую ориентацию на Москву.

Другая причина выбора Беларусью нынешней модели перехода к рыночной экономике – результаты российской модели развития. Россия как безусловный лидер среди стран СНГ не может не оказывать своим примером большого влияния на выбор стратегии рыночной трансформации экономики и общества, особенно в то время, когда страны СНГ ещё не накопили достаточного опыта собственной государственности. Как известно, результаты российских реформ, мягко говоря, оставляют желать лучшего и вряд ли могут служить образцом для подражания. Глубокое падение производства и очень высокая социальная цена реформ являются очевидными фактами. И это при огромных природных ресурсах и большом экспортном потенциале России на базе топлива и сырья, что давало возможность смягчать негативные последствия социально-экономических катаклизмов. Таких ресурсов у Беларуси нет. В первой половине 1990-х годов страна в целом следовала в фарватере реформ российского типа с ещё более тяжёлыми последствиями, чем в России. Поэтому белорусское руководство было вынуждено сменить модель трансформации после прихода А.Лукашенко к власти.

С учётом современных тенденций мирового экономического развития в Беларуси была разработана стратегия устойчивого развития, в основу которой положена модель социально ориентированной рыночной экономики. Её основными принципами являются:
- многоукладность национальной экономики, устойчивое функционирование производственного сектора;
- эффективное государственное регулирование с сохранением социальной направленности в приоритетах;
- гарантии прав, свобод и личных интересов граждан;
- свобода предпринимательства, равенство всех форм собственности;
- обеспечение зависимости благосостояния работника от результатов его труда;
- социальная защита нетрудоспособных и других социально уязвимых слоёв населения .

При всей противоречивости и неоднозначности белорусского социально-экономического развития за последние 12 лет (1995-2007гг.) его результаты следует всё же признать более благоприятными, чем в России: по темпам роста ВВП, промышленности, сельского хозяйства, капиталовложений, ситуации на рынке труда, уровню социальной защищённости населения. Они хуже с точки зрения финансовой стабильности и состояния торгового баланса, но всё же плюсы в сфере реального производства и социального развития, на наш взгляд, перевешивают указанные серьёзные минусы белорусской экономики.

Что же представляет собой нынешняя белорусская экономическая модель с научной точки зрения? В переходных экономиках, в том числе в России, Беларуси и других странах СНГ, в которых ещё не полностью сформировались первичные элементы рыночного механизма саморегулирования, роль государства имеет ключевое значение. В Беларуси трансформируют экономику в соответствии с данной установкой, несмотря на мощное давление Запада и международных финансовых организаций, проповедующих максимальный либерализм, который они навязывают странам, получающим от них кредиты. В республике решительно отвергают принцип «чем меньше государства, тем лучше», который является ключевым у российских реформаторов.

Белорусское руководство исходит из целесообразности значительной регулирующей роли государства в производстве и распределении национального дохода, особенно с учётом положения, в котором оказалась республика. Она необходима не только для экономического роста, но для осуществления программ социального развития, на которые делается основной акцент в белорусской экономической модели.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы определены следующие приоритеты:
- всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;
- инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;
- наращивание экспортного потенциала страны;
- развитие аграрно-промышленного комплекса и сопряжённых отраслей, социальной сферы села;
- развитие малых и средних городов;
- жилищное строительство .

Экономическая политика, ориентированная на стимулирование инноваций, невозможна без развития главного ресурса экономики – человека. Во всех развитых странах растут затраты на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Если брать длительную историческую тенденцию, то, несмотря на колебания в отдельные периоды, роль государства в экономике в целом увеличивалась. Передовые страны используют государственное регулирование экономики в соответствии с «концепцией эффективного государства».

В большинстве развитых стран государственные расходы за период 1960-2005 годов достигли в среднем 35-40% ВВП. Через бюджет федерального правительства США, который является главным инструментом экономического регулирования и перераспределения ВВП, проходит примерно 22% ВВП и даже 33% при учёте перераспределительной функции. Расходы правительства Беларуси составляют порядка 34% ВВП республики, что сопоставимо с усреднёнными показателями государственных расходов развитых стран.

Государственное распределение ВВП в развитых странах стимулирует рост производства и повышение потребления на душу населения. По этому показателю Россия отстаёт в десятки раз от Соединённых Штатов. Доходы и, соответственно, расходы нашего федерального центра не превышают 18% ВВП, то есть их удельный вес намного меньше, чем в США, и втрое уступает другим развитым странам. Если считать по доходам и расходам консолидированного бюджета, включая внебюджетные фонды, эта доля в России повышается в два с лишним раза, но она всё равно существенно ниже, чем в развитых странах. Низкий уровень государственного потребления вследствие реализации монетаристской модели не даёт возможности государству выполнять элементарные функции. Это мы наблюдаем и испытываем на себе с начала 1990-х годов, когда в результате деятельности отечественных либералов произошло резкое снижение жизненного уровня населения.

По мнению экспертов Института экономики РАН, нынешний объём финансирования самых острых социально-экономических проблем в России крайне недостаточен. Так, на финансирование четырёх приоритетных национальных проектов, являющихся сейчас предметом особого внимания правительства и общественности, было выделено в 2007 году 238,6 млрд рублей, т.е. 1% от заложенных в федеральном бюджете финансовых ресурсов, в том числе на систему образования – 48,9 млрд рублей, здравоохранения – 107,7 млрд рублей, АПК – 23,4 млрд рублей и доступное жильё – 26,3 млрд рублей. Все суммы по сравнению с имеющимися финансовыми ресурсами мизерные. Кроме того, ещё на стимулирование рождаемости выделено 32,3 млрд рублей. Даже если добавить инвестиционный фонд, то все эти так сильно рекламируемые расходы составили 1,8% от всех финансовых ресурсов .

Экспертов Института экономики РАН особенно настораживает тот факт, что не ясно, к каким конкретным результатам намерена прийти верховная власть в ходе реализации национальных проектов. Например, Счётная палата РФ уже обратила внимание на существенное сокращение ассигнований на социальные нужды сразу же после предвыборного 2007 года. Так, уже в 2008 году по сравнению с 2007 годом расходы по нацпроектам сократятся на 5,6 млрд рублей (или на 2,4%), в 2009 году – на 19,1 млрд рублей (8,3%), а в 2010 году – вообще на 67,7 млрд рублей (32,2%).

В Беларуси роль государства в экономике проявляется как в непосредственном контроле над средствами производства, так и через механизм её регулирования. Одна из ключевых целей регулирования экономики – сохранение рабочих мест. На это направлена система профтехобразования для молодёжи. В РФ она почти разрушена. У нашего союзника не стоит так остро вопрос, кто завтра на заводах и фабриках встанет к станку; в результате социальной ориентированности рыночной реформы при жёстком контроле со стороны государства практически нет, в отличие от России, бомжей и детей-беспризорников, по числу сравнимых со временами Гражданской войны.

В экономической сфере белорусское государство решает такие ключевые задачи, как определение национальной стратегии, регулирование кредитно-финансовых отношений и отношений собственности в многоукладной экономике, развитие экономической инфраструктуры, обеспечение правовых основ деятельности общества и укрепление национальной безопасности. Наряду с главной целью государственного регулирования – укреплением национальной экономической системы – белорусское руководство ставит перед страной конкретные задачи: стимулирование экономического роста, решение проблемы занятости, оздоровление платёжного баланса, борьба с инфляцией, совершенствование хозяйственной структуры. Основные объекты регулирования – это производственный цикл, отраслевая и территориальная структура хозяйства, научно-техническая и промышленная политика, внешнеэкономические связи и социальные отношения.

Активное использование комплекса мер государственного регулирования национальной экономики в переходный период позволяет нашему стратегическому союзнику и партнёру добиваться и поддерживать один из самых высоких темпов экономического роста среди стран СНГ: по ВВП – 9-10%, промышленного производства – 11-12% ежегодно.

При реформировании экономики белорусское руководство подходит к процессу приватизации не как к политическому, а в первую очередь как к экономическому вопросу. Оно исповедует принципы эффективности, рациональности, постепенности, добровольности и учёта мнений трудовых коллективов приватизируемых предприятий и ни в коем случае не в ущерб национальной безопасности и социальным гарантиям своих граждан. Следует отметить, что в Беларуси при трансформации экономики «не гонят лошадей» и не занимаются приватизацией ради приватизации.

Каковы же результаты реализации отличающихся экономических моделей России и Беларуси?

ВВП России в 2006 году составил около 100% от уровня 1991 года, промышленное производство – 78%, реальная зарплата – 72%. В Беларуси современные показатели превышают уровень 1990 года по ВВП на 41%, по промышленной продукции – в 1,4 раза, по уровню реальной зарплаты – на 72%. Урожайность зерновых в России – 18,5 центнеров, а в Беларуси – 28 центнеров с гектара. Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения в России – 49 килограммов в год, в Беларуси – 59 килограммов в год, молока и молочных продуктов в России – 233 килограмма, в Беларуси – 246 килограммов. На 100 семей в России приходится 33 собственных легковых автомобиля, в Беларуси – 53. В расчёте на 10 тысяч жителей в России строится в год 33 квартиры, в Беларуси – 41 квартира. В Беларуси более благоприятные демографические показатели. В России уровень смертности на одну тысячу человек населения – 16,8 человека, в Беларуси – 14,5. Средняя продолжительность жизни в России – 65 лет, в Беларуси – 69 лет. В Беларуси существенно ниже уровень преступности. Если в России на 10 тыс. чел. приходится 248 преступлений в год, то в Беларуси – 197. При этом уровень тяжких преступлений в Беларуси в 3,5 раза ниже, чем в России. В России на одну тысячу жителей приходится 75 тяжких преступлений, в Беларуси – 21. По оценкам экспертов ООН, в Беларуси уровень так называемого индекса развития человеческого потенциала (показатель, учитывающий душевой уровень производства ВВП, уровень образования и продолжительность жизни) заметно выше, чем в России . В Беларуси наблюдается один из самых низких уровней имущественного расслоения населения. Доходы 10% самых богатых превышают доходы 10% самых бедных всего в 4 раза, а в России – более чем в 20 раз .

Таким образом, белорусская экономическая модель по всем основным показателям демонстрирует свои неоспоримые преимущества перед российской неолиберальной монетаристской системой, которая, несмотря на имеющиеся у России громадные сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, не способна вывести нашу страну на уровень, которого достигла маленькая Беларусь. Тупиковость и пагубность нынешней либеральной рыночной системы, существующей в России, становится всё более очевидной для большинства россиян. Для нас, российских специалистов по российско-белорусской интеграции, также очевидно, что эта система в значительной степени блокирует усилия по созданию Союзного государства.

Сравнительный анализ экономических моделей России и Беларуси заставляет любого исследователя задаться непростым вопросом: по какому же сценарию возможна конвергенция двух стран в Союзное государство? Политики под всяким предлогом избегают давать конкретные ответы на этот вопрос, волнующий многих. До сих пор не предложена модель слияния хозяйственных систем и создания Союзного государства. И в этом одна из причин пробуксовки реализации этого проекта.

Совершенно очевидно, что в России слишком много социальных контрастов, чтобы Беларусь захотела объединяться на московских условиях. Тем более следует иметь в виду, что Беларусь до прихода к власти А.Лукашенко уже испытала определённый опыт внедрения модели экономической либерализации, в результате которого республика за несколько лет пришла к экономическому краху (1991-1994 годы). По логике вещей, самой России необходимо тянуться до уровня Беларуси по социальной защищённости населения. Как уже не раз заявляли высшие руководители в Минске, создание Союзного государства не может и не должно привести к ухудшению социально-экономической обстановки в их стране.

Отмеченные факторы, естественно, не способствуют стыковке белорусской экономической модели с российской моделью, для которой, как было отмечено, характерно доминирование элементов экономического либерализма. И в России, и в Беларуси в целом представляют конечные цели реализации каждой из моделей и последствия, которые могут ожидать ту или иную страну-союзницу. В Минске осознают замедленность темпов проведения рыночных преобразований. Однако белорусское руководство с полным основанием опасается, что в условиях сильной зависимости от экономики РФ следование курсом ускоренной либерализации национального хозяйства, включая разгосударствление крупных промышленных предприятий, ликвидацию сохраняющихся с советских времён кооперативных форм ведения сельского хозяйства, как это настойчиво рекомендуют в Москве, будет на практике означать поглощение Беларуси Россией и переход белорусского общества к испытаниям «шоковой терапией» по российскому варианту. Республика не располагает богатой ресурсной базой, как Россия. И поэтому для неё согласие на такой вариант реформы эквивалентно самоубийству.

Юрий ГОДИН

Источник: Время Союза
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
<
alla

25 апреля 2008 21:33

Информация к комментарию
  • Группа: Журналисты
  • ICQ:
  • Регистрация: 4.11.2007
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 57
  • Комментариев: 192
Союз невозможен, пока в России капитализм
<
Рыбовед

25 апреля 2008 22:08

Информация к комментарию
  • Группа: Посетители
  • ICQ:
  • Регистрация: 20.03.2007
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 294
  • Комментариев: 283
Союз невозможен, пока в России капитализм

Это вредное заблуждение. В смысле не то, что в России капитализм, а то, что Союз невозможен.
Союзное государство успешно развивается. Выполняются отраслевые союзные программы. Эти программы - уникальное явление. Они закладывают основы будущей кооперации между странами социалистического Содружества. Без подобной кооперации никакое социалистическое строительсто невозможно.
Нужна широкая общественная поддержка Союзного государства. К сожалению КПРФ совсем мало об этом говорит. Точнее совсем не говорит. Это очень плохо. Мы должны продвигать идею Союзного государства в массах.

--------------------

<
alla

30 апреля 2008 21:06

Информация к комментарию
  • Группа: Журналисты
  • ICQ:
  • Регистрация: 4.11.2007
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 57
  • Комментариев: 192
Странно Вы говорите. В статье - "Однако белорусское руководство с полным основанием опасается, что в условиях сильной зависимости от экономики РФ следование курсом ускоренной либерализации национального хозяйства, включая разгосударствление крупных промышленных предприятий, ликвидацию сохраняющихся с советских времён кооперативных форм ведения сельского хозяйства, как это настойчиво рекомендуют в Москве, будет на практике означать поглощение Беларуси Россией и переход белорусского общества к испытаниям «шоковой терапией» по российскому варианту. Республика не располагает богатой ресурсной базой, как Россия. И поэтому для неё согласие на такой вариант реформы эквивалентно самоубийству". Вы что же, самоубийства для Белоруссии хотите?
<
Рыбовед

2 мая 2008 16:17

Информация к комментарию
  • Группа: Посетители
  • ICQ:
  • Регистрация: 20.03.2007
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 294
  • Комментариев: 283
Так все дело в том, в какой форме будет строиться Союзное государство. Если в той форме, о которой говорит Путин, т.е. Белоруссия должна войти в состав РФ (это такой ловкий прием выставлять заведомо неприемлемые условия, чтобы сорвать весь процесс объединения), то тогда, конечно, ничего хорошего для Белоруссии с этого не будет. А если принять конституцию Союзного государства, в которой четко прописать полномочия России и Белоруссии, тогда будет все нормально.
Без Союзного государства Белоруссия все равно достанентся олигархам, и никакой Батька не сможет этому помешать.

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Облако тегов

Архив новостей

Февраль 2024 (1)
Январь 2024 (1)
Ноябрь 2023 (1)
Октябрь 2023 (2)
Сентябрь 2023 (1)
Август 2023 (1)

Ссылки

{sape_links}
^