12.09.2006
Наталья Кантеева, ФОРУМ.мск
Моя мама всю жизнь проработала учительницей начальных классов. Сейчас она уже десять лет как на пенсии. Живут они с отцом в деревне, в Кузбассе. На прошлой неделе я получила письмо, в котором, кроме всего прочего, мама написала, что в школе прошла перекличка, а потом дети (в обязательном порядке) и все желающие отправились на экскурсию в храмы Кемерова и Новокузнецка. И так уже четвертый год.
Меняется-то как всё, сокрушалась мама, когда она ещё работала в школе, в планах воспитательной работы был обязательный пункт «атеистическое воспитание», а сейчас вот ровно наоборот.
Замечу, что Кемеровская область не относится к тем четырем областям, где предмет «основы православной культуры» введен в школьную программу. Интересно всё это. Моя бабушка была стахановкой, комсомолкой. Мама росла во времена пропаганды безбожия, а я в период несколько индифферентного отношения к церкви. Ребенком я любила программу «Очевидное-невероятное», читала старые журналы «Техника-молодежи» на чердаке.
Помнится, меня заинтересовала какая-то ветхозаветная история. В библиотеке мне вручили «Забавную Библию» Таксиля. Книжка была безумно смешной, а картинки и того смешнее. И тем интереснее было добраться до подлинника. Лет в пятнадцать я прочла и Библию, и все Евангелия. Прочитанное меня удивило, потрясло. Это было сильно. (Замечу в скобках, что и я, и все мои ровесники росли некрещеными).
Во-первых, деревня, а потом, сама мысль об этом представлялась смешной. Креститься – а в какую веру? Все мы в какой-то степени были потомками ссыльных, переселенцев, детьми разных народов. У нас жили татары, немцы, литовцы, белорусы, украинцы, казахи, мордва. Попробуй определить, кто ты по национальности, и к какой религии относишься исторически. Тем не менее, в районном городке Белово была православная церковь, и старушки ездили туда на богомолье. Нам, подросткам, было любопытно туда заглянуть.
Я до сих пор помню это ощущение марсианина...