Главная > Россия > Экономический подъем последних лет увеличил разрыв между богатыми и бедными

Экономический подъем последних лет увеличил разрыв между богатыми и бедными


1-05-2006, 13:51. Разместил: LOAF
Ускоренный экономический рост и преодоление бедности – важнейшие стратегические задачи российской экономики. В упрощенном виде взаимосвязь между ними выглядит следующим образом. Рост производства товаров и услуг означает рост доходов экономических субъектов, участвующих в этом процессе. Одновременно это приводит к увеличению налогооблагаемой базы и расширяет возможности по перераспределению части доходов в пользу тех, кто в процессе воспроизводства не участвует. Таким образом, экономический рост создает основу для повышения благосостояния. Однако эмпирические исследования зарубежных авторов показывают, что в одних случаях экономический рост способствует преодолению бедности, а в других «консервирует» ее, усиливая социальное неравенство. Это зависит от участия разных социальных групп в растущих сегментах экономики, а также от степени неоднородности инфляции для населения с разными доходами.

Индивидуальная инфляция

Индекс потребительских цен (ИПЦ), отражая общую тенденцию изменения цен, вместе с тем может существенно искажать действительные масштабы их роста. Набор товаров и услуг, по которому осуществляется наблюдение, значительно ограничен, а само наблюдение ведется лишь в ограниченном количестве городов. И главное, при расчете ИПЦ не учитывается дифференциация доходов населения и игнорируются различия в структуре расходов в разных доходных группах. Это приводит к тому, что ИПЦ в большей степени соответствует уровню инфляции для обеспеченных слоев населения, чем для малообеспеченных.
Различия в структуре расходов граждан с разными доходами весьма существенны. Наименее обеспеченное население до 60 процентов своих расходов направляет на продовольствие, а состоятельные россияне – только 37 процентов. Отличия есть и в том, на что тратятся средства: богатые существенную часть расходов направляют на питание вне дома. На непродовольственные товары наиболее обеспеченные тратят больше трети доходов (35 процентов), а бедные – всего 18 процентов. По расходам на платные услуги на первый взгляд наблюдается паритет – и у бедных, и у богатых они составляют примерно четвертую часть расходов. Но на обязательные жилищно-коммунальные платежи более состоятельные граждане распределяют всего четверть расходов на услуги, тогда как у малообеспеченных на них уходит две трети расходов на услуги.
Для оценки индивидуальных индексов потребительской инфляции мы заменили весовые коэффициенты для товаров и услуг, используемые в официальной методике расчета, на индивидуальные коэффициенты, соответствующие структуре расходов каждой доходной группы населения. Расчеты показывают, что в 2005 году индекс потребительских цен по товарам и услугам, приобретаемым наименее обеспеченными категориями, существенно превысил официальный уровень инфляции, достигнув 13,5 процента (при официальном показателе 10,9 процента). Это было обусловлено прежде всего интенсивным ростом стоимости платных услуг для менее обеспеченных граждан. Рост цен на платные услуги, потребляемые наименее обеспеченными, составил 27,1 процента, что на треть больше официального показателя. В то время как для наиболее обеспеченных услуги дорожали медленнее официальных темпов.
По оценкам ИКСИ, в последние пять лет инфляционная нагрузка на малообеспеченные категории населения превышала нагрузку на обеспеченные слои на 1-2 процентных пункта ежегодно. Таким образом, инфляция усиливает социальное неравенство. С 2001 по 2005 год, по официальным данным, потребительская инфляция составила 89,4 процента, а для низкодоходных групп населения рост цен был выше на 15-17 процентных пунктов. Стоимость платных услуг за это время, по официальным оценкам, выросла в 3,2 раза, но для малообеспеченных удорожание оценивается в 3,6-3,9 раза.

Охват экономическим ростом

Для оценки реального распределения доходов мы скорректировали объемы располагаемых доходов на рассчитанные индексы цен. Сопоставление реальных располагаемых доходов с прожиточным минимумом позволяет увидеть, что, например, в 2004 году для 40 процентов населения реальные располагаемые доходы не соответствовали прожиточному минимуму. Инфляционная нагрузка на эти категории населения превышала 13 процентов. По сути, их потери от инфляции сопоставимы с отчислениями, сделанными ими при уплате подоходного налога.
Согласно официальной статистике, за последние пять лет в России реальные доходы населения ежегодно увеличиваются на 9-12 процентов. Например, для 2004 года этот показатель составил 9,9 процента. Наши расчеты показывают, что прирост реальных доходов (с учетом полученных трансфертов и льгот) для отдельных групп сильно отклоняется от средней цифры. Реальные располагаемые доходы в 2004 году для наименее обеспеченных выросли только на 5,8 процента, в то время как для наиболее обеспеченных – на 17,7 процента. В целом прирост располагаемых доходов для 80 процентов населения был ниже среднего показателя по экономике.
Таким образом, экономический рост способствовал ускоренному росту доходов только наиболее обеспеченных групп населения и не был ориентирован на преодоление бедности. Охват экономическим ростом населения страны остается чрезвычайно низким. Следует отметить, что в числе тех, чьи доходы выросли меньше всего, оказались и представители так называемого среднего класса. Относительный прирост их доходов оказался даже меньше, чем у малообеспеченного населения.

Как поправить рост

Вывод о том, что экономический рост не способствует преодолению бедности, согласуется с исследованиями его влияния в разрезе отраслевой структуры экономики. Наибольший прирост доходов в последние годы характерен для экспортно ориентированных отраслей, в которых работает менее 10 процентов занятых в экономике. Ориентация экономического роста на преодоление бедности возможна в случае диверсифицированного роста, основанного не только на росте в экспортно-сырьевом секторе, но и на развитии перерабатывающих отраслей.
Наиболее простым решением для государства в такой ситуации является корректировка системы социальных трансфертов и льгот. Сейчас наименьший их объем получает наименее обеспеченное население, а наибольший – наиболее обеспеченное. Объемы трансфертов и льгот для населения с разными доходами различаются менее чем в четыре раза, что существенно ниже разницы между размерами доходов. Подобное несоответствие препятствует преодолению бедности и лишь закрепляет тенденцию к ее консервации.
Наиболее же сложным решением, но при этом создающим долгосрочную основу для преодоления бедности и социального неравенства, является политика, направленная на стимулирование создания новых рабочих мест с уровнем оплаты труда не ниже среднего по экономике. Такая политика связана с использованием потенциала частного бизнеса, включая возможности по расширению производства и обеспечению условий "социального лифта" через систему образования.

Коммерсантъ-Daily (Москва)
Вернуться назад