Главная > В Томске > О ценах на проезд в маршрутках

О ценах на проезд в маршрутках


14-05-2008, 15:24. Разместил: Рыбовед
Цена на проезд в маршрутном автобусе, как известно, регламентирована постановлениями городских властей. И это правильно, потому, что рынок городских автобусных перевозок -
монопольный рынок. Нет, конечно, предприятий предоставляющих услуги по перевозке людей в маршрутках в Томске много, но, тем не менее, когда вы стоите на остановке, и к вам подъезжает автобус, вы не выбираете в автобус какой ООО вам садиться, а садитесь в тот автобус, который подъехал. Если какой-то предприниматель захочет увеличить объем перевозок, снизив цены, то ему это не удастся, никто не будет ждать его автобус, только потому, что там, на рубль дешевле.

Безусловно, цена проезда очень волнует томичей. Но не в меньшей степени их волнует также скорость и удобство проезда. А они не в последнюю очередь зависят от количества маршрутных автобусов. Причем вовсе не факт, что большое количество автобусов обеспечивает более высокую скорость движения по городу, скорее как раз наоборот.

Каковы же доходы, которые получают люди занятые в перевозках пассажиров. Для простоты опустим то обстоятельство, что в числе этих людей есть предприниматели и рабочие. Определим общую выручку, а потом вычтем расходы на ГСМ и амортизацию.

Считается, что в среднем маршрутка перевозит в день 600 пассажиров. Это примерно если на маршруте 40 остановок, на каждой остановке заходит один пассажир, а всего за день автобус делает 8*2(туда и обратно) рейсов. Умножаем на 9 рублей и получаем сумму – 5400 руб.

Протяженность маршрута, например №4 – 16 км. в один конец. В соответствии с «Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными Минтрансом РФ и Департаментом автомобильного транспорта 18.02.1997 г. № РЗ 112194-0366-97 для автобусов ПАЗ-3205, установлена норма расхода топлива 32 литра на 100 км пути. Ну, предположим, что в действительности (из-за пробок, например) тратится значительно больше, скажем 40 литров. Если умножить и разделить, то получается, что одной маршрутке в день требуется около 100 литров бензина. По нынешним ценам это около 2000 рублей. Стоимость автобуса допустим 1 млн. рублей, а срок эксплуатации ПАЗика 6 лет. Таким образом, амортизационные отчисления получаются где-то в размере 450 рублей в день.
Теперь мы можем посчитать, сколько же денег достается работникам маршрутного бизнеса. 5400 – 2000 – 450 = 2950 рублей. Допустим, каждую маршрутку обслуживает 5 человек, т.е. как минимум да водителя, два кондуктора, и один менеджер-слесарь-бухгалтер (эти работники по нескольку автобусов могут обслуживать). Получается, что в месяц на каждого работника приходится 17700 рублей денег. Это мало. Тем более, что мы опустили, для простоты, налоги, взятки, различные общехозяйственные расходы, которые могут достигать значительных величин.

Напомню, что эту суммы мы получили при условии, что на каждой остановке заходит один пассажир. А что если пассажиров будет два? Сумма, приходящаяся на одного работника, вовсе не удвоится, а достигнет 50000 рублей, поскольку издержки от этого практически не возрастут. 50 тысяч рублей это уже много.

Из всего вышеизложенного мы не можем узнать какова должна быть справедливая цена, но можем сделать вывод, что информация о том, сколько же в действительности пассажиров ездит на маршрутных автобусах имеет ключевое значение для определения справедливой цены на проезд.

Как же нам определить, сколько пассажиров перевозят маршрутки? Отдельные товарищи предлагают следующее. Нужно, говорят они, заставить водителей и кондукторов в обязательном порядке выдавать пассажирам билеты и по количеству проданных билетов судить о том, сколько людей проехало. Однако совершенно очевидно, что люди не будут требовать билеты, если не будет контролеров, которые должны будут залезать в автобусы и проверять наличие билетов у пассажиров. Ясно также, что если гордума введет такой закон, то над ней будет смеяться весь Томск и проклинать депутатов.

Поэтому, считаю, что определить численность пассажиров в наших сегодняшних условиях можно только путем выборочного исследования и никак иначе.

Но выборочное исследование полноты картины не даст. И вот по какой причине. Маршруток в Томске слишком много. Из-за этого, в том числе, образуются пробки, и снижается скорость движения транспорта. Очевидно, что если не регулировать количество маршруток и цену на проезд то их скоро станет еще больше, и цены опять станут поднимать. И поднимут, рынок ведь монопольный. Поэтому даже если мы узнаем, сколько пассажиров в день перевозит одна маршрутка, мы все равно не ответим на вопрос, какова должна быть цена. Поскольку не знаем, каково должно быть оптимальное количество автобусов, чтобы издержки были минимально низкими, а скорость, с которой пассажир попадет в нужную ему точку максимально высокой.

Но как можно уменьшить количество автобусов? Принять постановление! Однако вспомним, что такие попытки были и закончились они забастовкой водителей и предпринимателей. В результате чего целый день нельзя было никуда уехать. Пострадали и автомобилисты, поскольку их количество в этот день резско возросло и образовались пробки.

Вообще единственно верное решение - передать все без исключения маршрутки в муниципальную собственность. А билеты продавать в специальных кассах. В этом случае будет точно известно, сколько пассажиров ездит на автобусах и все деньги за их перевозку будут гарантированно идти в городскую казну.
Вернуться назад