Главная > Россия > БЕЗОБРАЗИЕ ИЗ ТРЕХ БУКВ. Молодой ростовчанин подводит итоги недавнего ЕГЭ

БЕЗОБРАЗИЕ ИЗ ТРЕХ БУКВ. Молодой ростовчанин подводит итоги недавнего ЕГЭ


2-07-2009, 05:38. Разместил: ZLN
Что такое 20-е числа июня для старшеклассника? Это, конечно же, волнующее время выпускного бала. Приятный и в чем-то печальный момент. Конец детства. Точка отсчета взрослой жизни.

Однако с недавних пор, усилиями отечественного Министерства образования, это еще и время подведения итогов Единого государственного экзамена. Все-таки умеют они ложкой дегтя испортить бочку меда. С 2009 года ЕГЭ – обязательное испытание для каждого выпускника школы. И в этом году мы можем созерцать первые итоги этой всероссийской лотереи «сдай ЕГЭ».
Всего Единый государственный экзамен по всей стране сдавали более 1 млн школьников. Уже сейчас известно о 42 тыс. апелляций по его результатам – таков уровень «доверия» к ЕГЭ. Причем Министерство образования честно признало 8 тыс. случаев неправильной оценки знаний старшеклассников. Т. е. каждый пятый усомнившийся в результатах ЕГЭ оказался прав. Уверен, что эти цифры гораздо больше – ведь далеко не каждый решается бороться за свою оценку.
Можно ли тогда говорить об объективности оценки знаний ЕГЭ?
Об оценках по ЕГЭ по разным предметам. Хуже всех выглядят информатика (11,4% «двоек»), география (10,2% «двоек»), немецкий язык (10,1% «двоек»). Недалеко от них ушли химия (9% «двоек»), история (8,7% «двоек») и биология (8% «двоек»). 45,5 тыс. школьников не сдали ЕГЭ по этим предметам. Хотя эта цифра немного условная, в силу того, что некоторые сдали на «двойку» несколько экзаменов. Но даже уменьшенная на 2 – 3%, а именно столько таких школьников, она все равно выглядит внушительно.

Зато точные цифры дают итоги ЕГЭ по обязательным предметам. 6,8% не сдали математику, 6,3% – русский язык. Получается, что 63 000 выпускников не знают родного языка, а 68 000 не умеют считать. Позор для страны, считавшейся «самой читающей в мире» и запустившей в космос человека!

Итоговая цифра – 218,4 тыс. человек не сдали ЕГЭ по тому или иному предмету. Каждый пятый! И после этого можно говорить о том, что ЕГЭ – это хорошо?! Что ЕГЭ помогает школьнику? На моей памяти еще не было такого учебного года, который дал бы такие провальные цифры.
Теперь посмотрим на «пятерки». На тех, кто получил самые большие баллы. Может быть, ЕГЭ раскрыл немало талантов? Больше всего «пятерок» по русскому языку и математике – 859 и 305 соответственно. Хорошо отличились литература (247 «пятерок»), физика (171 «пятерка»), история (136 «пятерок») и химия (130 «пятерок»). По каждому из остальных предметов получилось не больше ста «пятерок». Меньше всего отличников по географии – хорошо знают, где находится озеро Титикака, только 23 человека. Обществознание отлично знают 78 человек. А по-немецки и по-французски без акцента не говорит вообще никто.
Итого – 2,1 тыс. отличников по ЕГЭ из почти миллиона сдававших. Всего 0,2%!

Наконец, о среднем балле по ЕГЭ. Лучше всего показали себя те, кто сдавал испанский язык (74,6 балла, между «четверкой» и «пятеркой») и литературу (61,8 балла, твердая «четверка»). Хуже всего ситуация по математике и немецкому языку (42,9 балла и 43,6 балла соответственно – между «тройкой» и «четверкой»). Хорошо показали себя иностранные языки (английский – 59,4 балла, французский – 58,8 балла, неуверенная «четверка»). Неплохо выглядят на общем фоне итоги русского языка (56,4 балла – между «тройкой» и «четверкой»).
Средний балл по ЕГЭ по всем экзаменам – 54,65 балла. Т.е. нечто среднее между «тройкой» и «четверкой».
Наверное, такую оценку – «3» или «4» с минусом – можно поставить всей системе ЕГЭ.

Что может быть альтернативой? Еще в 2005 – 2006 гг., когда только-только пошли разговоры о введении Единого государственного экзамена, КПРФ и СКМ РФ первыми выступили против намерений Министерства образования и представили альтернативные предложения. Суть программы КПРФ и СКМ РФ состоит в сохранении системы выпускных экзаменов. Все-таки не зря все школы бывшего Советского Союза пользовались ею почти 50 лет.

Первая и главная ошибка ЕГЭ – то, что по его результатам можно поступить в вуз. Все-таки школьная программа гораздо слабее тех требований, которые предъявляются при поступлении в институт или университет. Результаты ЕГЭ наглядно этот тезис подтверждают. Вступительные экзамены требуют дополнительной, а главное, самостоятельной подготовки. Именно для этого они и придуманы. Чтобы уже с самых первых шагов в высшем образовании человек учился самостоятельности. Если ему действительно интересен тот предмет, которому он хочет посвятить еще пять (а может, и больше) лет учебы, он и без школы будет с удовольствием осваивать дополнительные знания.
Убивает обязательность двух предметов – русского языка и математики. Приведу в пример самого себя. Я – победитель двух областных олимпиад по истории и обществознанию. Я – призер конкурса «Если бы я был мэром – 2005». К математике, к техническим наукам особых способностей у меня нет. Я сдал пробное ЕГЭ (в то время оно еще было пробным) по этому предмету на 25 баллов при минимальном балле 26. Т. е. на «два». Получается, если бы я сдавал ЕГЭ сейчас, меня бы просто не приняли в вуз?
Наше первое требование – отменить обязательность ЕГЭ для поступления в вуз и вернуть вступительные экзамены.

Вторая ошибка ЕГЭ – тестирование. Из-за дурацкой тестовой системы с заранее запрограммированным ответом завалилось большинство сдававших экзамен. Снова приведу пример. Мой знакомый очень хорошо решал уравнения. Его логике, умению пользоваться самыми разными методами решения поражались все учителя. Но был один недостаток – невнимательность при вычислении. Там минус забыл, там не перемножил – и ответ уже не тот. Но логически уравнение решалось верно. По ЕГЭ он получил 22 балла. Подал на апелляцию. При проверке выяснилось, что две трети заданий были решены логически верно, но с неверным арифметическим ответом. Сдай он так сейчас – и в вуз ему дороги нет!
Надо отменить дурацкую систему тестирования ЕГЭ.

Наконец, уже сейчас ясно, что ЕГЭ не оправдал главной надежды его создателей. Всем известно, как на все выпады против ЕГЭ министр Фурсенко отвечал одной фразой: «Но ведь ЕГЭ искоренит коррупцию».
Спускаемся с небес на землю. Ростовская область, город Батайск. Здесь за деньги своих учеников директор школы организовала сдачу ЕГЭ вместо них учителями. Таким образом, было получено несколько десятков сертификатов с пятерками и четверками. В Интернете легко можно найти объявления о продаже ответов на вопросы ЕГЭ и уже готовых сертификатов.
Отменять ЕГЭ надо хотя бы потому, что он не решил проблемы коррупции.

КПРФ и СКМ РФ все эти годы ведут борьбу против ЕГЭ. Фракция коммунистов в Государственной думе голосовала против закона о ЕГЭ. Во многих регионах были организованы акции протеста. Проводил их комсомол и в Ростовской области. Но все равно – слишком мало тех, кто готов бороться за свои права. Кому небезразлична своя собственная судьба.
Когда в соседней Украине попытались ввести аналог ЕГЭ, на Крещатике яблоку негде было упасть – столько людей пришло сказать «нет» украинскому министру образования. В нашем Отечестве пока, к сожалению, все иначе. До тех пор, пока у нас не будет полной Красной площади протестующих против ЕГЭ, пока Верховный суд не будет завален не десятками, а тысячами исков, пока конфликтные комиссии не утонут в десятках и сотнях тысяч апелляций – до тех пор ЕГЭ будет терзать наших школьников. Коммунисты и комсомольцы России сделают все, чтобы донести слово правды до каждого и доказать: альтернатива – есть!

Алексей Плахута, секретарь Ростовского ОК СКМ РФ.

P.S. В письме использованы материалы Официального информационного портала Единого государственного экзамена.
http://www1.ege.edu.ru/content/view/623/1/

«Советская Россия» № 66, 27.06.2009 г.


Вернуться назад