Главная > Россия > «С Богом по всем дорогам»

«С Богом по всем дорогам»


1-08-2009, 00:27. Разместил: ZLN
Новые комиссары в пыльной митре

Всего полгода наша церковь управляется новой рукой, ведется новым курсом. И, казалось бы, рано делать выводы и подводить итоги. Но высшие иерархи становятся профессиональными ньюсмейкерами, чаще любых депутатов и министров. Создается впечатление, что именно церковь станет тем локомотивом, который вытянет общество из кризиса. Машинист этого локомотива, кажется, единственный, кто видит свет в конце тоннеля.
Все началось с нового «имиджа». Куда девалась сосредоточенная духовность восточного православия? Где добрые и мудрые улыбки старцев? Где соборное трудничество?
Взамен – проповеди на стадионах в стиле заезжих американских проповедников. Якобы острые – заранее подготовленные вопросы из зала. Толпы молодых бездельников, готовых идти хоть на архиерея, хоть на Бритни Спирс, лишь бы не слушать лекции в аудитории и не ворочать рычаги станка в цеху. Как бы незапланированные встречи в коридоре. Вот подходит косматый байкер, просит благословения на автопробег Москва – Севастополь. Благословение получает: «С Богом по всем дорогам!»
А вот эта тысячная колонна мотоциклистов врывается в славный Севастополь, город русской воинской славы. Впереди две-три хоругви. Дальше – спаси нас, Господи, и помилуй! Рогатые шлемы, кощунственные наколки, размалеванные девицы топлес, хулиганские крики. Православный люд жмется к стенам домов, бабушки крестятся...
Ставшее ежегодной традицией «летнее обострение» в Екатеринбурге. Толпы неумытых крестоходцев (крестоносцев?) в урочище Ганина Яма. Опять проклятия и призывы к мести. Словно Гражданская война не закончилась почти сто лет назад. Опять гнусный вой учредить «международный трибунал», сбросить памятники с пьедесталов, разрыть могилы... Чем не экстремизм? Но власть благодушна, даже пальцем не погрозит.
В газетных киосках рубрикам «отдых для взрослых» и «русское ироническое фэнтези» пришлось потесниться, освободить место для «православного глянца» – десятка дорогих и блестяще безвкусных журналов. Журналов для богатых. Вот только про игольное ушко и верблюда там не пишут. В них все, как у Шкета и Лени, Гарика и Ксюши: светская хроника (епископ в Торгово-промышленной палате), скандалы (бесчинства диомидовцев), звездная жизнь (разукрашенная певичка рассказывает о духовных поисках и непростой дороге к храму). Не забывают и «городских сумасшедших» (прошу прощения, юродивых). Вот бритый наголо, татуированный священник разглагольствует, как он вживался в «образ» Распутина. Другой – «юродивый русского рока» – бредовыми речами и безумной жестикуляцией «изображает» Грозного царя (а в комментариях всуе упоминают небожителей Черкасова и Эйзенштейна, кощунственно сравнивая с ними сих «творцов»).
Можно, но далеко не всегда, на дорогущих глянцевых страницах встретить и жития Святых, и искренние, полные внутреннего достоинства, рассказы о житье-бытье провинциальных батюшек и реставраторов, учителей и иконописцев. Но всегда – мутная волна антикоммунизма, антисоветизма, антисталинизма. Грязные мысли Солоневича, змеиное шипение Ильина, старческие бессильные стоны Деникина, палаческая риторика Краснова...
Многократно, к месту и не к месту, воспроизводят сказанные в «дни катастрофы» художником М.Нестеровым слова: «Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. Она подменена в несколько месяцев. От ее умного, даровитого, гордого народа осталось что-то фантастическое, варварское, грязное и низкое... Все провалилось в тартарары. Не стало Пушкиных, нет больше Достоевских и Толстых – одна черная дыра, и из нее валят смрадные испарения товарищей – солдат, рабочих и всяческих душегубов и грабителей...» Нигде не говорят, что минутное затмение, нашедшее на великого художника, не наложило серьезного оттенка на его творчество в советский период. И не повлекло никаких репрессий бывшему активисту черносотенного Союза русского народа. Наоборот, получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Четверть века творил он в Новой России, писал портреты всемирно известных «товарищей» – академика Павлова и скульптора Мухиной, хирурга Юдина и скульптора Шадра. А последней работой Нестерова была картина «Осень в деревне», написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…». По иронии судьбы именно в те годы в каждой семье появились изданные невиданными тиражами творения Пушкина, Толстого, Достоевского. Сейчас лишь последний не подвергается периодическим поношениям в околоцерковной печати. Пушкин же у них масон, кощунник, матерщинник, Толстой – еретик, гордец, безбожник...
Наследие же завсегдатаев парижских кабаков и карателей власовских зондеркоманд (пардон, правильнее говорить «деятелей русской эмиграции и воинов Русской освободительной армии») творчески переиначивают безвестные церковные и околоцерковные писаки. Один вот пишет в связи с экстремистским взрывом памятника Ленину около Финляндского вокзала в Питере (цитата показательна и носит программный характер, поэтому привожу ее значительный абзац): «Ленин и его пособники, однако, повинны не только в телесных, но и в духовных убийствах: в невиданном растлении русского народа, в страшном взлете проституции и распространении сифилиса во время Гражданской войны, расцвете кокаинизма и морфинизма, глумливых демонстрациях «Долой стыд», гонениях на Церковь, в закрытиях храмов, осквернении святынь, расстрелах священнослужителей, поощрении доносительства детей на родителей (под видом пионерии) и, наконец, легализации абортов в 1920 г., впервые в мире после так называемой Великой французской революции. Именно отсюда и тянутся наши нынешние беды – наш вымор, наше растление, наше безлюдье и бездуховность».
Разумеется, не станем полемизировать с сим автором. Разве вот про аборты. Отмена средневекового уголовного наказания за аборты и обеспечение бесплатной медицинской помощи снизили смертность женщин в 14 раз. Впрочем, спорное постановление Наркомздрава было отменено через 16 лет, когда весь «цивилизованный мир» уже вовсю строил бизнес на абортах. Также хочется спросить сего священнослужителя, а что за власть вызвала страшный взлет не одного лишь сифилиса, а СПИДа, рака, сердечных заболеваний, туберкулеза? И что за лидеры и их пособники (в том числе словоблудно-беспомощные духовные витии) способствовали расцвету уже не только кокаинизма и морфинизма, а чудовищному потреблению героина и химических наркотиков?
А вот и последние новости. На днях власть и высшие иерархи ведущих религиозных конфессий заключили «протокол о намерениях» по насаждению в школах, по сути, богословского предмета «Основы религиозной культуры» и института полковых священников в армии. При этом даже ведущие телеканалы сделали показательное замечание о том, что прежний лидер государства в свое время, мол, не решился на такие шаги... Ну заключили так заключили... А что дальше?
Еще Ушинский сказал, что «школа должна быть преддверием церкви». Отметим, не собственно церковью, а лишь ее преддверием. И поскольку именно церковь приходит в школу, а не наоборот, разумно было бы пригласить на встречу представителей учительского сообщества. Посоветоваться, как лучше. Как теперь любят говорить – «послушать мнение профессионалов». Решили обойтись без простолюдинов. Наверное, чтобы их «смрадные испарения» не смешивались с церковным фимиамом.
А поговорить можно было бы о многом. Например, что это за светские учителя, которые будут преподавать библейские премудрости. Историки, военруки, выпускники курсов с озера Селигер? Кто будет оплачивать их труд? В какое «окно» переполненной школьной программы всунут эти занятия? От каких предметов отнимут «часы»? Истории, физики, уроков Мужества, химии? А есть ли научные исследования по поводу того, как воспримут великие истины неокрепшие души подростков? Не вызовет ли религиозная пропаганда рост межнациональной и межрелигиозной напряженности? Есть ли единая методологическая основа предмета для нашей страны? Ведь по-разному будут преподавать «дело» Бейлиса в православной и еврейской школе, по разному посмотрят православные и мусульмане на покорение Кавказа и Крыма, на Ермолова и Шамиля. По какому «госстандарту» будут проверять знания по истории при поступлении выпускников смоленских и махачкалинских школ в вузы Питера и Москвы?
А вот еще вопросы. Как быть с гарантированными Конституцей светскостью государства, отделением школы от церкви. Впрочем, если граждан теперь делят на верующих и на тех, у кого религиозные убеждения не «определились» (типа недоразвитые), этот вопрос отпадает сам собой.
В армии и вообще предвидится триумф демократии. По действующему закону о статусе военнослужащих, любой солдат и офицер имеет право на свободу вероисповедания, может в свободное от службы время посетить церковь, мечеть или синагогу, пригласить в часть священнослужителя своей конфессии. Для чего же теперь городить огород, что требуется инициатива 10% военнослужащих. Впрочем, это нам хорошо знакомо. При проклинаемых коммунистах решения принимались большинством, при либерализме – достаточно мнения каждого десятого (например, командира взвода и двух замов) и «комиссар в пыльной» митре (или ермолке) тут как тут.
За этими новшествами видится уже не реформирование, а Реформация. Неужели духовный стержень русского и многих братских народов со временем превратится в сервильный коммерческий культ? Неужли высокие и прекрасные порывы души и разума уступят место разнарядке и казенщине?

Константин Ерофеев.
Санкт-Петербург.

«Советская Россия» № 78, 2009 г.

Вернуться назад