Главная > Россия > В чьих руках Мирный атом: государства или биржевых игроков?

В чьих руках Мирный атом: государства или биржевых игроков?


27-09-2010, 01:17. Разместил: ZLN
24 сентября депутат фракции КПРФ А.В. Багаряков выступил на пленарном заседании Государственной Думы по вопросу «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

- Уважаемые коллеги!

Предваряя своё выступление, я хотел бы от имени не только нашей фракции, но так же от надеюсь от имени всех депутатов ГД поздравить руководителя ГК Ростатом, а в Вашем Сергей Владиленович лице, сотрудников Росатома, которых более 300 тыс. чел с приближающимся профессиональным праздником – днём работника атомной промышленности, тем более в этом году отрасли исполняется 65 лет.

В то же время, переходя к сегодняшней теме обсуждения, отмечу, что мы не можем в качестве подарка автоматически принять внесённый законопроект, поскольку он представляет собой серьёзный и объёмный документ, требующий длительной и ответственной дискуссии.
В процессе изучения проекта закона я хотел бы обратить внимание на некоторые моменты, которые нам кажутся спорными и заслуживающими внимания.

В 17-й статье закона о Росатоме, регулирующей вопросы распоряжения имуществом, появилась любопытная новация – у госкорпорации появилось право за счёт своего имущества, кстати, переданного ей государством, создавать, цитирую, иные некоммерческие организации, хотя право создания филиалов, представительств, в том числе за рубежом, уже и так существует.

Причины, побудившие авторов на это изменение, могут быть разные, это и оптимизация затрат корпорации, изменение структуры или что-то другое? И в заключительном слове, я бы попросил Сергея Владиленовича это пояснить. На наш взгляд, необходим серьёзный контроль за вновь созданными организациями. Существует множество примеров, когда некоммерческие, на первый взгляд, организации обслуживают чьи-то вполне определённые коммерческие интересы.

Для сравнения мы открыли закон о другой госкорпорации – Роснано. В 5-й статье этого закона чёрным по белому написано, что Роснано может создавать некоммерческие организации исключительно для достижения целей, предусмотренных Федеральным законом о Роснано. Может быть, стоит предусмотреть подобный порядок и в законе об Росатоме. Кроме того, необходимо создание антикоррупционного механизма, обеспечивающего прозрачность в деятельности и операциях с имуществом указанных некоммерческих организаций.

А то, что же получается на деле. Существует в структуре Госкорпорации ОАО «Уральский электрохимический комбинат» (г. Новоуральск). Руководитель этого предприятия, является ещё и депутатом городской думы Новоуральска. Учитывая то, что комбинат является градообразующим предприятием в городе и вся городская экономика де факто замыкается на комбинат и большинство депутатов городской думы работают на комбинате, но также и живут в городе. Так вот, сейчас активно идёт процесс передачи имущества предприятия в собственность города.

Директор ведёт себя просто как хозяин и на комбинате, и в горской думе. Аргументы городской администрации о том, что при передаче имущества надо исходить из возможностей городского бюджета, необходимости этого имущества для городского хозяйства, и, наконец, здравого смысла, так вот всё это цинично игнорируется, кроме того, на обращение депутата ГД с просьбой дать какие-то пояснения в связи с этой ситуацией, ответа не добиться. Я надеюсь, что подобные случаи являются исключением в корпорации, и считаю, что с ними надо очень серьёзно разбираться, в противном случае подобное поведение менеджера бросает тень на всю корпорацию.

Следующее. Это то, что касается порядка реализации Росатомом прав собственника в отношении федеральных унитарных предприятий. Ранее он утверждался Правительством, теперь же госкорпорация будет определять его самостоятельно. Вероятно, Правительственный порядок оказался слишком заформализован, и это мешало эффективной работе предприятий? Если это действительно так, хотелось бы услышать комментарий авторов по этому вопросу.

Мы полагаем, что уж, если госкорпорация берёт на себя часть функций Правительства в отношении федеральных унитарных предприятий, особенно, если вопрос касается перехода имущественных прав, то должна быть обеспечена необходимая публичность в этом процессе, чтобы исключить возможность отчуждения федерального имущества в пользу третьих лиц, либо продажи такого имущества по ценам значительно ниже рыночных.

Сделки с заинтересованностью. Очень важный аспект и очень хорошо, что, наконец-то, появилась воля правительства ввести эту норму, вероятно, появились веские причины для принятия такого решения. Нам бы хотелось, чтобы авторы подумали о расширении списка лиц подпадающих под эту норму и включили туда членов советов директоров и правлений дочерних или зависимых компаний Росатома.

Кроме того, Уважаемый Сергей Владиленович! Мы считаем, что было бы разумной мерой ввести требование об обязательной публикации информации на сайте корпорации о доходах и имуществе в отношении тех лиц, которые в соответствии с законом имеют заинтересованность в сделках.

Ещё один момент, на котором хотелось бы особо остановиться, также касается имущественных отношений. В соответствии с предложенной редакцией закона Росатом получает право приобретать и реализовывать ценные бумаги, имущественные и неимущественные права, а также предоставлять займы третьим лицам, под которыми имеются в виду учреждения Корпорации, акционерные общества Корпорации, их дочерние и зависимые общества, а также подведомственные предприятия.

Считаем: эту норму надо достаточно скрупулёзно расписать. Исходя из текста проекта закона мы видим, что Росатом получит возможность торговать любыми ценными бумагами, то есть не только акциями и облигациями, но и, например, опционами. У нас уже есть примеры госкорпораций, получивших определённую свободу в вопросе деятельности на финансовом рынке. АСВ играло на фондовом рынке и как итог фиксация многомиллиардных убытков по итогам 2008 года.

Роснано у нас уже не госкорпорация, а вполне серьёзный игрок на фондовом рынке, у которого есть весь спектр возможностей торговать различными инструментами фондового рынка за счёт государства конечно же, что они с успехом и делают, забыв о своём изначальном предназначении, а именно о нанотехнологиях.

Но уж если мы и даём Росатому такие полномочия, то надо предусмотреть и определить максимально допустимый уровень риска, а об этом ни слова.

И в заключении, я хочу сказать, что мы были приятно удивлены, что корпорации удалось внести в проект закона нормы, приравнивающие знаки отличия госкорпорации к ведомственным знакам отличия в труде. Это редкий пример отношения к сотрудникам, отдавшим годы жизни и своё здоровье на благо родной отрасли и достойный подражания, и который мы всячески поддерживаем. Я специально просмотрел все законы о госкорпорациях и ни в одном из них не обнаружил ни чего подобного. Другими словами, ни одна другая госкорпорация подобным отношением к своим работникам, к сожалению, похвастать не может.

В целом, с учётом наших замечаний, фракция поддерживает законопроект для принятия в первом чтении.

Пресс-служба депутата Госдумы А.В. Багарякова.

http://kprf.ru/82882.html

Вернуться назад