Главная > Наука и культура > Зритель, которого мы потеряли

Зритель, которого мы потеряли


28-09-2010, 01:21. Разместил: ZLN
В этом году «Победе» — старейшему из сохранившихся кинотеатров Белгорода — исполняется 50 лет. Руководители кинотеатра попросили меня сделать выборку советских фильмов 60-х — 70-х годов, которые были наиболее популярны у зрителей. И эта выборка оказалась очень интересной, поскольку она помогает лучше представить образ советского зрителя, а шире — советского человека тех лет.

Начать с того, что в те годы в СССР вышли на экраны не менее сотни фильмов, каждый из которых собирал зрителей больше, нежели этой зимой в СНГ столь нашумевший американский «Аватар».

Разумеется, и среди наиболее популярных отечественных фильмов тех лет немало развлекательно-приключенческих: детективов, комедий. Но и они разительно отличаются от подобной продукции современного российского кино. Взять, к примеру, приключенческие ленты и детективы, такие, как «Два билета на дневной сеанс», «Инспектор уголовного розыска», «Сотрудник ЧК», «Достояние республики», «Без права на ошибку», «Бой после Победы», «Вдали от Родины», «Государственный преступник». В них нет обилия драк, почти или совсем нет стрельбы, искусственного нагнетания нервного напряжения, того, чем заманивают публику нынешние картины этих жанров, но, тем не менее, каждый из названных фильмов посмотрели более 30 миллионов зрителей.


Чем же привлекало кино тех лет? Думаю, не ошибусь, если скажу: человеческим содержанием, рассказом о людях, интересных и близких каждому. То же относится и к комедиям. Ведь те же «Девчата» собрали почти 35 миллионов зрителей.

А сколько было популярных фильмов, которые не имели ни острого сюжета, ни каких-то комедийных ситуаций — они просто рассказывали о жизни людей, их работе, житейских проблемах. Причём интерес вызывали не только киноленты об овеянном романтикой мире физиков («Девять дней одного года»), но и о самых обычных персонажах — «Евдокия», «Живёт такой парень», «Жили-были старик со старухой», «Деревенский детектив».

Среди наиболее популярных фильмов 60-х—70-х годов очень много произведений о Великой Отечественной войне, революции, Гражданской войне. Это картины разного стиля, масштаба, тональности. Тут «Огненная дуга» из эпопеи «Освобождение» и «Зося», «Они сражались за Родину» и «В бой идут одни «старики», «Щит и меч» и «Горячий снег», «А зори здесь тихие...» и «Весна на Одере», «Белое солнце пустыни» и «Шестое июля», «Оптимистическая трагедия» и «Железный поток». Интерес к ним был совершенно искренним. Значит, те идеалы, которые принесла в общество революция и которые советский народ защитил в Великую Отечественную войну, были по-настоящему близки самому широкому кругу людей.

И ещё одно бросается в глаза при изучении списка наиболее посещаемых фильмов 60-х —70-х годов — немалое число экранизаций классики. Среди них не только «Война и мир», «Тихий Дон», но и «Воскресение», и «Гамлет», и «Братья Карамазовы», и «Анна Каренина», и «Дворянское гнездо», и «Донская повесть», и целый ряд других лент. Это свидетельствует о том, что в ходе реализации сталинского проекта строительства социализма удалось привить людям внутреннюю потребность в общении с подлинно художественной культурой.

Утрата людьми способности чувствовать духовную красоту — катастрофа современного общества. И нужно совсем уже потерять либо соображение, либо совесть, чтобы после этого что-то там бормотать о «духовном возрождении» России.

Виктор ВАСИЛЕНКО.
(Корр. «Правды»). г. Белгород.

«Правда» № 105 (29592), 24-27.09.2010 г.
Gazeta-pravda.ru
Вернуться назад