Главная > Россия > АТОМГРАДЫ, ДЕРЖИТЕ КАРМАНЫ ШИРЕ!

АТОМГРАДЫ, ДЕРЖИТЕ КАРМАНЫ ШИРЕ!


27-11-2012, 02:54. Разместил: ZLN
АТОМГРАДЫ, ДЕРЖИТЕ КАРМАНЫ ШИРЕ!
С чувством НЕглубокого удовлетворения

15 ноября 2012 г. по приглашению Ассоциации экологических журналистов я как спецкор газеты «Советская Россия» и первый секретарь Удомельского отделения КПРФ принял участие в семинаре «Обеспечение нормативно-правовой базы для создания благоприятной обстановки на территории городов расположения объектов атомной отрасли». Звучит сложно. Понятнее суть определил ведущий семинара Н.А. Кузьмин, заместитель председателя Законодательного собрания Ленинградской области: что необходимо предпринять руководству российской атомной отрасли, чтобы у населения к ней положительно поменялось отношение.

Мероприятие проходило в Санкт-Петербурге, в конференц-зале правительства Ленинградской области. В работе семинара среди прочих приняли участие: С.В. Чурилова (заместитель директора – руководитель Управления коммуникаций концерна «Росэнергоатом»), А.И. Макаренко (исполнительный директор Ассоциации закрытых городов атомной промышленности), В.И. Скворцов (заместитель главного инженера ЛАЭС), О.Г. Козловская (председатель комитета финансов г. Сосновый Бор), Ю.В. Пахомовский (вице-губернатор Ленинградской области по энергетике), А.В. Голубев (глава атомграда Сарова), В.Н. Машков (глава атомграда Новоуральска) и др.

Открывая семинар, Н.А. Кузьмин дал сравнительную историческую оценку взаимоотношений атомпрома и общества. «Прежде, в эпоху СССР, атомная отрасль тратила более 20 % на социальные нужды. Город Сосновый Бор, например, получал от ЛАЭС практически второй бюджет, – отметил Н.А. Кузьмин. – Однако за последние годы ситуация изменилась в противоположную сторону. Население всё чаще высказывается против присутствия атомных объектов на своих территориях. Серьёзную нагрузку несут городские инфраструктуры, дороги, электросети, окружающая среда. При этом компенсирующий вклад атомных объектов в экономику территорий своего расположения мизерный. Это почти не влияет на финансовое положение муниципалитетов. Минсредмаш СССР строил не только атомные объекты, но и города возле них, обустраивал и поддерживал всю инфраструктуру. По новым, рыночным законам предприятия АЭС не имеют права тратить деньги на эти цели. Теперь государство посчитало ненужным расходовать атомные деньги на социальные нужды».

Для подтверждения сказанного я зачитал сообщение о социально-экономическом положении Удомельского района, на территории которого расположена Калининская атомная электростанция (КАЭС). Разрушение жилищно-коммунальной базы, развал сельского хозяйства, бешеный рост тарифов на электроэнергию, хронический дефицит бюджета и долги, экологическая депрессия, затяжной демографический кризис и глубокий упадок культуры – вот общие характеристики г. Удомли и Удомельского района на фоне процветания КАЭС.

Бедственное положение Удомельского района вызвало живой интерес, озабоченность и неподдельное сочувствие у большинства собравшихся. Однако последующие сообщения о ситуации в других атомных зонах резко отличались от моего. Глава Сарова расхваливал затею с кластерами, которые, по словам чиновника, успешно развиваются в его городе, обеспечивая эффективное взаимодействие различных субъектов городской экономики. Это, впрочем, вызвало некоторые сомнения у присутствующих экономистов, выразивших скептическое отношение к так называемым кластерам, по сути являющимся лишь блеклым подражанием отраслевой кооперации эпохи Госплана. Смущённый саровский градоначальник в ответ на это сослался на положительный опыт кластеров на Западе и необходимость перенимать эту практику.

Глава Сосновоборского городского округа Московской области Д.В. Пуляевский поделился идеей создания Фонда содействия развитию муниципальных образований, на территории которых расположены АЭС. Средств для этого пока нет, но сама идея уже витает в воздухе как журавль в небе. Главное, чтобы эту затею поддержало теперь руководство «Росатома», на что в самых «кружевных» выражениях была высказана надежда. Отчётно-показательное выступление главы поддержала О.Г. Козловская. Главный экономист Соснового Бора, на территории которого действует ЛАЭС, закончила свою речь бравурным аккордом: «Мы живём хорошо, но хотели бы жить ещё лучше!»

Конечно, хорошо жить, как говорится, не запретишь. Тем более хотеть жить ещё лучше. Однако вызывает сомнение, что рядовые жители Соснового Бора разделяют чувство глубокого удовлетворения, выраженное местными чиновниками в хвалебном славословии в адрес хозяев «Росатома». По словам сосновоборского врача и местного депутата Т.В. Мавриной, в Сосновом Бору с медициной происходит то же самое, что и в Удомельском районе. «Медсанчасти ФМБА недоступны для жителей, практически они устранились от оказания медицинской помощи населению, – заявила на семинаре Т.В. Маврина. – При таком положении дел у населения нет доверия к атомной отрасли». Недоверие сосновоборцев к атомщикам также вызывает угроза остаться без тепла и дорог предстоящей зимой. И произойти это может по вине «Росатома», который остановил на ремонт первый блок ЛАЭС и собирается остановить второй, но при этом никак не может достроить ЛАЭС-2. Не потому ли 3 сентября на совещании у губернатора Ленобласти, которое было посвящено взаимоотношениям региона с «Росатомом», глава комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленобласти А.С. Бондарчук ситуацию с ЛАЭС охарактеризовал предельно лаконично: «В Сосновом Бору всё идет не по плану».

Однако само атомное ведомство, по всей вероятности, не считает ситуацию вокруг территорий расположения своих объектов проблемной. Исполнительный директор Ассоциации закрытых городов атомной промышленности, государственный советник РФ I класса А.И. Макаренко на семинаре выразился по этому поводу однозначно: «Атомградам не нужно помогать. Им нужно дать часть денег. Конечно, это будут не ахти какие деньги, но жить будет несколько лучше».

Эти слова муниципальным чиновникам – как елей на сердце. Они убаюкивают, навивают сладкие грёзы. Порой даже лишают способности трезво оценивать ситуацию. Последний номер отраслевой газеты «Росэнергоатом» полностью посвящён новому проекту атомной корпорации – передаче дополнительных налогов в пользу атомградов. Здесь же опубликована реплика главы Удомельского района А.В. Воробьёва: «Отрадно, что госкорпорация «Росатом» и концерн «Росэнергоатом» понимают и поддерживают нас. Проект поможет нам не просто поддерживать инфраструктуру города Удомли в должном состоянии, но и развивать ее». Примечательно, что после того как 30 октября 2012 г. А.В. Воробьёв побывал на встрече мэров атомгородов с руководством «Росатома», в местных административных кулуарах стали муссироваться слухи о вполне определённых суммах, которые должны будут увеличить бюджет Удомли. Цифры рознятся от 200 миллионов до 1 миллиарда. Причём никаких точных данных о величине дополнительных налогов нет. Но есть основания предполагать, что это будут действительно «не ахти какие деньги». И как они помогут «не просто поддерживать инфраструктуру города Удомли в должном состоянии, но и развивать её» – непонятно. А проблем у тверского атомграда за последние годы накопилось столько, что никакими дополнительными подачками не решить. Куда там до развития, выжить бы!
«Финансирование всех станционных городов начиная с 2013 г. существенно увеличится», – вещает печатный отраслевой рупор «Росэнергоатома». Но насколько увеличится – об этом в газете ни слова, ни цифры. Неопределённость ситуации прокомментировала на семинаре руководитель Управления коммуникаций концерна «Росэнергоатом» С.В. Чурилова: «Заключение соглашения с регионами, на территории которых находятся атомные объекты, – это лишь промежуточное действие политического характера». То есть, проще говоря, это только декларация о намерениях, заявление о благих пожеланиях. Никаких денег никто никому ещё не даёт и даже не обещает. Поэтому и сумм конкретных нет, и сроков перечисления тоже.

Более того, если какие-то деньги «Росэнергоатом» когда-нибудь и перечислит регионам, то сразу возникнет другая проблема – получение этих средств атомградами из региональных бюджетов. «Понятно, что региональные власти не захотят так просто расстаться с деньгами», – прямо, без обиняков заявила С.В. Чурилова. Поэтому даже на совещании в «Росэнергоатоме» мэрам атомградов было предложено, как пишет отраслевая газета, «представить возможные пути для получения денег из области». Звучит как план военной операции!

Но по-другому, видимо, никак не получится. Только у Тверской области три четверти бюджета – долги. В других регионах, где расположены атомные объекты, дела ненамного лучше. При таком положении дел любые средства, какими бы они ни были по величине, наверняка сразу «прилипнут» к областной казне и «размажутся» тонким слоем по бесчисленным прорехам регионов. Так что рано ещё атомградам карманы оттопыривать. А значит, и до «создания благоприятной обстановки на территории городов расположения объектов атомной отрасли» ещё далеко.

Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ
Санкт-Петербург
«Советская Россия» № 132, 27.11.2012 г.
http://www.sovross.ru/modules.hph
Вернуться назад