Главная > В мире > Диссидент правды ради

Диссидент правды ради


16-06-2013, 23:27. Разместил: ZLN

Диссидент правды ради

 

По сообщению корреспондента «Нью-Йорк таймс» Дэна Билефски, в польском обществе разгорается скандал вокруг задуманного режиссёром Антони Краузе художественного фильма «Смоленск». Дело в том, что предлагаемая кинематографическая трактовка авиакатастрофы 2010 года, в которой погибла направлявшаяся в Катынь делегация высокопоставленных польских чиновников во главе с президентом Качиньским, отличается от официальной.

 

КАК ИЗВЕСТНО, и польское, и российское следствие независимо друг от друга пришли к выводу, что причинами крушения послужили плохая видимость и человеческий фактор. Тем не менее не в меру ретивые польские «патриоты» обвиняют русских бог знает в чём: они, дескать, напустили на посадочную полосу искусственного тумана, разместили на борту самолёта взрывчатку, намеренно убили Качиньского за то, что тот поддержал Грузию в её конфликте с Россией… Утверждают, что это было то ли объявление войны, то ли изощрённый государственный переворот… Теории заговора явно кружат головы этих обличителей.

 

И вот эхо трагедии под Смоленском докатилось и до творческой среды: деятели кино, писатели и художники наперебой спорят о том, как следует отобразить авиакатастрофу 2010 года на киноэкране и стоит ли вообще это делать.

 

По сюжету, главный герой «Смоленска» — польский журналист — ведёт расследование, постепенно приоткрывая завесу тайны над скрываемой властями правдой о происшедшем. По словам Краузе, он намерен развенчать лживую, по его мнению, официальную версию.

 

Намерен… Но удастся ли это сделать в условиях кичливой польской «демократии» — большой вопрос. Несколько ведущих актёров уже отказались сниматься в фильме. Режиссёр, ставший вдруг диссидентом, опасается, что за вольнодумство его лишат необходимой для постановки государственной поддержки.

 

Между тем один из участников дискуссии — режиссёр Борис Ланкош обвиняет сторонников погибшего президента не только в его мифологизации, но и в эксплуатации так называемого польского комплекса жертвы. Это какая-то культурная болезнь, утверждает Ланкош: «Нам вечно твердят, что мы избранный народ». По его мнению, этот основанный на лжи культ мученичества очень опасен.

 

«Я должен снять этот фильм, даже если окажусь один против всех. Я намерен показать правду», — упорствует Краузе.

 

А вот другой участник спора — режиссёр Юлиуш Махульский убеждён, что про смоленское крушение следует снять пародийный фильм, где президент-самодур одной в меру значительной европейской страны заставлял бы пилотов сажать самолёт в тумане на картофельное поле.

 

Владимир ЧЕРЕМЫШ.

«Правда» № 59 (29977), 6.06.2013 г.

http://gazeta-pravda.ru/ 


Вернуться назад