Главная > В мире, Наука и культура > ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ


4-04-2015, 15:22. Разместил: ZLN

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ

 

В 1970-е, «застойные», как их именуют либералы, годы в моде были белые нейлоновые рубашки, КВН, сборники «Физики шутят», бардовские песни и самодеятельность.

 

В ОТЛИЧИЕ от нынешних «корпоративов» (пьянка с приглашёнными «звёздами», профессиональными весельчаками и наёмными остроумцами) если коллектив собирался провести время на пикнике, то упор делался не на еду и питие, а на интересное времяпрепровождение, раскрытие талантов и расцвет способностей.

Родственник из Севастополя показывал слайды с такого дня отдыха. Его организовал отдел НИИ, в котором он работал. Как обычно, нужна была общая идея, на которую нанизывались и художественное оформление, и викторины, и выступления, и розыгрыши, и прочая весёлая чепуха. В тот раз идеей стала воспетая Гоголем Запорожская Сечь.

Мужики сшили красные шаровары шириной с Чёрное море, женщины украсили себя монистами, вышивками, веночками и лентами, лучшие инженерные и научные умы клеили из ватмана почти настоящую пушку и выточили булаву — знак непререкаемой власти тамады. Общие труды на подготовку были с лихвой оправданы тем весельем, которое вспоминали потом ещё целый год, и теми слайдами и фотографиями, которые остались у каждого. Всё сплеталось в единый узор, единую картину. И не важно, что широченные штаны были на Иванове, песню про молодую «сусiдку» исполняла Ройзман, а о своей бескорыстной любви к салу и горилке комично рассказывал Алабердиев — украинскую культуру и обычаи знали все.

Даже варенье покажется горчицей, если надзиратель с палкой будет принуждать тебя есть его. А именно так и насаждали «дэржавну мову» (ужасающе фальшивое подобие настоящего, литературного украинского языка) бандеровцы, закрывая русские школы и вузы, квотируя русский язык в СМИ, запрещая его в документации. И то, что в советское время воспринималось как своё и приятное, сейчас многими стало восприниматься как чужое и враждебное.

Я с интересом смотрел, как радовались люди в Крыму и в России, отмечая годовщину воссоединения с Крымом, какие песни они пели и как танцевали, но невольно вспоминались торжества по случаю десятилетия Приднестровской Молдавской Республики. В Тирасполе всегда подчёркивают, что три этноса — молдаване, русские и украинцы — это единый народ ПМР. И на празднике том вперемежку звучали песни и мелодии, танцевали все национальные танцы. А вот на крымских торжествах, к сожалению, не заметны были ни украинские, ни татарские ансамбли.

А жаль. Я понимаю, что сейчас «украинство» вызывает в Крыму реакцию аллергическую. Представить среди ликующих людей «жовто-блакитный» флаг не то что не хочется — тошно. Но ведь есть флаг нашей родной, Советской Украины — красно-голубой! Уверен, что не вызовет он отрицательных эмоций. Считаю, необходимо, и как можно скорее, восстанавливать ту атмосферу дружбы и единства, которая была в советские времена, возрождать общества и коллективы любителей украинской культуры, но не под бандеровскими, а под советскими флагами.

Нельзя повторять ошибок (а в политике ошибка порой хуже преступления) нацистской украинской власти, подавляющей русскую культуру. Нельзя сеять недовольство среди крымских украинцев и давать козыри бандеровцам, создавать эффект «запретного плода». Нельзя отдавать нацистам мелодии, которые знает любой русский: «Нiч яка мiсячна», «Чому я не сокiл», «Розпрягайте, хлопцi, коней» и другие. Это наше общее богатство, мы пели их вместе раньше, будем петь и впредь.

Россия всегда была сильна тем, что легко перенимала всё лучшее и проверенное временем у других народов. Долгие и упорные войны шли на Кавказе, но русские офицеры носили черкески с газырями, русские поэты писали о благородстве горцев, «адатом» называли неписаный кодекс чести в юнкерских училищах. Брил голову и носил татарский халат лесковский «очарованный странник» Иван и обычаи татарские перенимал, но всё равно русским оставался. Да и сейчас удивительно трогательное зрелище, когда Е.В. Кобелев, первый в истории русский студент Ханойского университета, здоровяк с шаляпинским басом, поёт вместе с вьетнамцами их песни.

Согласитесь, это обратное, противоположное тому, когда обряжают всех в «вышиванки» и прыгают с криками: «хто не скаче, той москаль».

Традиционный интуитивный интернационализм, свойственный России, в советское время стал интернационализмом осознанным, пролетарским, социалистическим, основой идеологии. И нельзя допускать, чтобы хоть кто-то испытывал национальный дискомфорт на территории России.

Поэтому я надеюсь, что на вторую годовщину воссоединения Крыма и в Симферополе, и в Москве будут звучать чудесные украинские песни, будут танцевать гопак хлопцы в шароварах шириной с Чёрное море — наши песни, наши хлопцы, наши патриоты.

То же самое хотелось бы написать и о крымско-татарском народе, о его культуре, музыке и песнях, но так сложилось, что украинскую культуру я знаю, а крымско-татарскую — не очень. Как не знаю и культуру якутскую, осетинскую, мордовскую и многие иные — ограничены возможности человека. Но твёрдо знаю, что каждая культура замечательна и неповторима и должна сохраняться, и должна быть нашим общим достоянием.

 

Александр ТРУБИЦЫН.

http://gazeta-pravda.ru/index.php/номера-гагет/39-№29-30235-24—25-марта-2015-года/611-интернационализм    


Вернуться назад