Главная > Наука и культура > Личное и общее.4.

Личное и общее.4.


21-12-2017, 11:01. Разместил: alla
    Когда человек прекрасен
1.
     Мы всю жизнь учимся. Сразу после рождения - писать, потом - не описываться. Сперва закрепощаться, сдерживать свою детскую непосредственность, затем - избавляться от излишней застенчивости, преодолевать зажатость, скованность: снова быть собой. Иногда что-то не получается. Это нормально. Иногда мы ошибаемся. Это тоже можно понять. Главное - двигаться: путь. Истина. Жизнь... как труд. Труд - как истина. 
     В русском языке есть два похожих глагола: вести и ведать. Вести - двигать за собой, ведать - знать. Ведение как процесс и ведение как ведание. Возможно, знатью - ведущими - когда-то были знающие больше других: ведающие. Потом знатью стали невежественные. У них была своя правда, которую они закрепили законом. 
    У всех вер есть общие черты. Это значит, что либо вера людей имела один пра-исток, либо верой становились некие правила общей жизни, сосуществования, к которым человечество пришло в процессе бытия.  Вера, как жизнь, она складывается из обстоятельств. Из того, что мы имеем, и из того, чего мы хотим. Знание приходит с опытом. Передача знания - это передача опыта; перенятие опыта - это обретение знания. 
     Когда-то, как и теперь для некоторых народов, средством обогащения - заработка, была война. От врага можно было откупиться. Выкуп - это жертва. Дань - это жертва за свободу. Таким образом, характер жертвоприношений понятен: это возможность выкупа. Ты заплатил богу, бог даровал тебе спокойствие. За всё надо платить. За царство небесное, в том числе, но здесь плата - труд. Поэтому "милости хочу, а не жертвы". Там не надо жертв, где нет войны, где нет страха; войны нет там, где люди милы между собою. То есть они не должны жить грабежом, как это было принято, а жить своим трудом. И, между прочим, в этом ничего несбыточного нет. Просто народ должен трудиться для народа, а не для "знати", богатства господствующей "элиты", - в каждой стране, тогда страны не будут воевать. 
     Консерватизм людей заключается в том, что они готовы быть такими, какими были раньше. Они таковы, какими себя видят. Поэтому история их происхождения, вера народа имеет для него решающее значение. Вот почему переписчики истории формируют народ, накладывая на него свой отпечаток (тот случай, когда форма определяет содержание). Россия сегодня с горестью замечает, как переписывается история Украины, но ведь и её собственная история была переписана с уклоном в антикоммунизм, причём не однажды.             
     Новая вера для народа - это шаг в неизвестность, отступление от привычек, создание нового образа жизни: нового мира, новых правил и отношений. Или уточнение когда-то существовавшей истины, возврат к изначальному пониманию тех необходимых жизненных устоев, которые дают человеку и народу мир и спокойствие, иначе говоря, лад в быту и душе. 
       "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем", - такова была цель революции. Первые станут последними, а последние - первыми. Нищета, голытьба, голь перекатная - трудовой люд после революции занял почётное место в социалистическом государстве. Некоторых христиан это смущает. Интересно, почему? Разве не они с восторгом читают: "Мужайтесь, я победил мир!" И зачем впадать в истерику, узнавая, что в действительности зло побеждено? 
        Вы бы стали побеждать то, с чем согласны? Победить мир - значит, подвергнуть сомненью основу имевшегося мира, усомниться в законности его основания и права на власть. Победа - это результат отрицания чужого права. Христос  показал путь борьбы за иное основание мира. За право нового мира на жизнь. За иную власть. Это путь повторили, например, декабристы. Повторяли революционеры, пока не победили. Когда-нибудь ведь это должно было случиться, если веками "рабы" мечтают о свободе, просят о хорошем основании мира и борются за его право быть, оно будет. Наконец, когда это случилось, "первые" - цари, знать, вельможи, фабриканты утратили значимость, стали презираемы, "последователи Христа" оказались возмущены. Не совсем то, что ожидалось? Но всё-таки гораздо более человечное бытие началось вдруг... "Вдруг" - для тех, кто не ждал этого нового и не страдал за него. Но вполне ожидаемо для тех, кто жертвовал собой ради долгожданного торжества. 
       Человек перестал быть вещью. Простота избавилась от своей святости и научилась побеждать. Другое дело, что ("весь мир насилья мы разрушим до основанья...") основание тоже надо было снести, чтобы старому миру не на чем было восстановиться.   
2.
       Ценить жизнь только за то, что она есть, сегодня роскошь непозволительная. Сосуд не может быть важнее его содержания. Жизни путь должен быть истинным. Давайте договоримся о том, что для нас представляет ценность. Само по себе служение людям? Но есть ли смысл служить людям плохим? служить несовершенству в людях, их душевной пустоте? Может быть, всё-таки служить надо идее, с которой мы становимся лучше, а жизнь людей - осмысленной и прекрасной...  
         Мы верим в добро и хотим, чтобы люди были хорошими. Но хорошим не сможет стать тот, кто верит, что люди в принципе нехороши. Значит, добра (истины) нет, не может быть и не будет там, где нет веры в лучшее, веры в идеал, веры в доступность идеала. Как открыть путь к постоянно ускользающему совершенству и не стыдиться своих собственных достижений на этом пути? 
         Ну, во-первых, не надо быть мрачными, даже если поводов для веселья мало. Улыбка всё-таки свет... иногда обманчивый, поэтому хихикать там, где требуется сосредоточенность, тоже не годится. Во-вторых, учимся угадывать за поступками их смысл и цель. Можно спросить себя, к примеру, почему власть убила Христа.  Наверное,  его учение было для неё опасным. В чём власть находила угрозу? 
       Во времена Христа распятие было обычной мерой казни. Вдоль дорог стояли кресты с распятыми людьми. И не только ворами. Распинали разбойников, к числу которых относились и восставшие. Желавшие сбросить иго. Жаждущие освобождения для своего народа. Человек "нового мира" не мог не знать, что его ждёт за его взгляды на мир старый. Такой же участи "преступник", предвидевший конец своего земного пути, ждал для своих последователей - учеников. "Нет большего счастья, чем умереть за друзей своих..." Он готовил их тоже к гонениям. 
      Он говорил о мире, в котором счастливы будут те, кто несчастлив теперь, и насытятся алчущие правды, а не богатства. Он говорил притчами, то есть иносказаниями о том, о чём нельзя было тогда прямо говорить. Он был убит потому, что был опасен. Чтобы обезопасить также его учение о грядущем, образ царства небесного прочно поместили на небо, подальше от народа, ассоциировав его со смертью. Как вы понимаете, во гроб никто не торопится. Следовательно, никто не станет добиваться справедливости: во-первых, зачем добывать, если она уже как бы существует, во-вторых, если будешь сражаться за правду здесь, обретёшь муку там. "Последователи" Христа создали очень хитроумный громоотвод возмущению. Получилось, что один человек всю жизнь добровольно служит неправде, в полной уверенности, что поступает хорошо, другой с  той же уверенностью пользуется плодами несправедливости, а вопиющего о зле и пытающегося от зла избавиться объявляют еретиком. Конгениально! 
     Род "неверующий и развращённый" имеет в своём начале бога, но готов побить камнями всякого, кто назовёт себя сыном божьим. Почему? Не потому ли, что развращён? Перед Христом стояла непростая задача: научить соплеменников не признавать власть богатства. Это очень роднит его с большевиками, отрицавшими власть богатства. Но большевики - атеисты, не верят в Христа. Значит ли это, что они от его идеи далеки? 
     Чтобы ответить на это вопрос, надо всего лишь правильно понимать суть веры. Суть любой веры. То есть её смысл и цель. Причём понимать не в заоблачных высотах, а в её материальном, земном выражении. Своего рода "проекция". Земной итог, материальный результат идеи. То есть "судим по делам". Коммунисты делали гораздо более правильные выводы, чем кому-то могло бы показаться. Их ошибки - чисто человеческие, к тому же исправимые. Все мы люди! Или боги?  
        Как бы вы сами, желая справедливости и понимая суть системы, её уничтожающей, избавились от тюремщиков? Не имея возможности их переделать, вы объявили бы их вне закона.  Вы прямо указали бы на недействительность их воззрений. Вы отвергли бы предлагаемые кандалы и сломали бы те плети и дыбы, которыми вас истязают. Конечно, вам бы сказали, что это бог - хозяин плетей и дыб, и это он истязает людей, следовательно, противиться истязаниям незаконно. А вы бы возразили, что это не бог вовсе, на чём дискуссию можно было бы окончить, потому что пустой разговор может длиться веками. Вместе с рабством. Что, кстати, доказала история. 
      "Разврат" (развращённость, порочность) тогда остаётся и правит в мире, когда борьба с ним не задевает его основ. Она столь же малодейственна, как борьба с коррупцией без конфискации имущества. Если вы держите на мушке всякого, кто пытается выбить опору у зла, что вы сами? Имеющие уши не слышат, имеющие глаза не видят... Творят беззакония, извращают истину. Клевещут. Богатство приводит к власти человека,  власть даёт богатство человеку. 
        Иисус разделял богатство и бога. "Не можете служить богу и мамоне". Он отделил власть от богатства; большевики отделили богатство от власти и передали его народу. Иисус сделал всё это в идее, коммунисты - в действительности. "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью." Каждому по вере. Теперь вы понимаете, почему для одних Советский Союз - сказка, ставшая былью, для других - мучительное несовершенство? 
3.
    Мы с трудом верим в царство добра на земле только когда с трудом понимаем, что такое добро и как оно может властвовать. Это неважно. Главное верить, что добро на белом свете может торжествовать. Только стоит учесть, что "царство небесное" на земле не может быть царством бездельников, потому что почти всё в жизни добывается трудом. 
     Чтобы иметь, надо творить. Хотим счастья на земле - надо помочь ему занять его место. "Не давайте место дьяволу" - всему тому, в чём зло: несправедливость, невежество,  мракобесие и пр. Добра нет там,  где человек порабощён, оклеветан, оболган, унижен. Кто хочет оставить его в том же состоянии? 
      Отвоевать место и сохранить завоевание... Добро устанавливается само собой, когда оно много значит. Когда оно имеет вес. Когда доброе в человек значимо, зло в мире подавлено.       
      Поэтому не стоит считать ближним того, кто хочет поработить "ближнего", угнетать, эксплуатировать, пользоваться, жить за чужой счёт. Есть жаждущие господства, их желанию господства надо противостоять. 
      Бороться за справедливость - всё равно что двигаться вверх по эскалатору, который движется вниз: чуть зазевался - и ты снова внизу. Пока так. Потом, возможно, будет иначе. Ведь истинный путь приводит к истинной жизни, в конце концов. Да он и сам по себе прекрасен. Как лучшая правда. 

Вернуться назад