Главная > Наука и культура > Личное и общее.5.

Личное и общее.5.


21-12-2017, 11:09. Разместил: alla
Две формы организации общества
1.
        Когда-то очень давно существовали две разных формы организации общества: территориальная община и община кровно-родственная. В кровно-родственной почитание предков сводилось к почитанию "предка предков", почти всегда реально существовавшего и обожествлённого властителя. Были и другие боги, которые оказывали покровительство в тех или иных делах, например, в торговле. В другой общине, территориальной, почитали Мать-землю, с которой кормились, так же главного бога и других, менее могущественных богов, приносящих успех в различных делах, например, в земледелии... Постепенно языческих богов вытеснил один, покровителями торговли и прочих дел стали разнообразные святые, но предыстория народов не пропала бесследно: она отразилась на толкованиях нового учения. 
      В кровно-родственной общине сильно было почитание иерарахии рода, иерархии родов: существовали роды знатные и незнатные. Незнатный человек ни при каких условиях не мог стать правителем. Чем выше род на сословной лестнице, тем представитель рода ближе к богу. В духе такой веры при христианстве царь  становится помазанником, сын строго подчинён отцу, Сын - Отцу. 
       В общине территориальной нет знатных и незнатных родов. В обществе - равноправие, народоуправство - народоуправление, народовластие. Нет "помазанников", есть избранные - выборные. Сын не "под" отцом, а почти рядом; при христинстве Сын божий - сам бог. 
       В кровно-родственной общине важна "родословная", иначе как ты докажешь свою близость к богу и своё право на власть и богатство? Всё предопределено, судьбу не изменить. Отсюда в христианстве отражается вера в предопределение. В территориальной общине важна связь людей, связь поколений и почёт к окружающему миру, к природе. Предопредёленности нет, есть возможность творить судьбу, с помощью богов, разумеется, благодаря их за спасение. 
       Почитание природы в территориальной общине очень интересно. В нём не только поклонение, культ, но и завет, который нигде больше не упоминался. Помимо страха, что природа может нанести человеку вред: стихия, гроза, засуха, - в нём присутствовало каким-то образом понимание вреда человека для места, в которое он попал. То есть, обратите внимание, не столько рай для человека, сколько человек для рая. Эта забота, в частности, выражалась в трупосожжении: говорят, люди не хотели обременять землю. Но как они, имея обширные просторы, могли подозревать об исчерпаемости её запасов, о вероятной конечности дарованного им землёй благополучия? Может ли такое почитание быть, в том числе, памятью о том, что где-то когда-то с людьми что-то подобное уже происходило? 
     Либо это "сверхпонимание", чутьё, которое было утрачено с цивилизацией. Сегодня очевидно, что отсутствие уважение к природе, отсутствие почитания Земли-кормилицы, мира земного приводит к концу человечества. 
     Мудро предвидеть опасность и глупо её не замечать. Если исходить из веры наших далёких предков и нынешнего положения, равноправие оказалось мудрее иерарахии, сословной лестницы, различия родов, существования богатства и "славы" одних (хозяев) при нищете и бесславии прочих (холопов). 
      Для славян вера Христа не была совсем уж новой. Она была очень близка их вековой вере. Почитание Матери бога было близко почитанию Матери-земли. С этой точки зрения, возможно, завет "почитай отца с матерью" несколько шире, чем просто совет и настояние почитать своих родителей, если учесть, к тому же, что можно пойти против мнения родственников (вспомните: "не мир, но меч..."). Тогда мы почитали бы небесного Отца, как начало рода, народа, и Мать-землю, с которой мы кормимся и на которой живём. К сожалению, сосредоточившись на небесном величии, люди оставили в запустении и привели к запустению свой мир земной. 
     Человечество пришло к тяжёлым последствиям в окружающем мире. "Христианская" вера почему-то не помогла кровно-родственной общине целиком перемениться, а представителей общины территориальной  вообще наделила крепостничеством. Природа тоже ощутила на себе равнодушие тех, кому даровала приют. Таким образом, кровно-родственная община мимикрировала и отвоевала себе пространство. Изначально она делала это прямым нападением, потом лицемерием. Хищничество и паразитизм, ей присущие, поработили человека и до сих пор разрушают природу. 
      Люди веками слишком стремились на Небо, для того чтобы позаботиться о Земле! 
     На сегодня мы имеем два способа организации общества: с одной стороны, клановость, классовость, кастовость, с другой - равенство и народовластие. Два разных способа жизни, образа жизни, два разных типа отношения человека к человеку: как брат к брату или как господин к слуге (слуга к господину).
     Весьма своеобразная вера в "добро" позволяет людям жить за чужой счёт, - он вовсе не кажется чужим, - наживаться, бросать ближнего в беде, какрабкаться по иерархической лестнице, браь взятки, воровать, убивать, плевать на человека, унижать его, демонстрировать равнодушие, нисколько не боясь, что тебя в нём уличат: Бог простит. С Небом можно договориться. Договориться с честным человеком труднее. Так вера в бога становится убежищем преступников. Оружием массового подавления честности. 
     Когда мы убираем завесу такой веры, становится видно ясно, кто живёт по совести, кто бессовестный человек. Кто справедлив, кто несправедлив. В силу вступает страх ответственности перед людьми. Люди ведь, в отличие от бога, спрашивают от преступников при жизни. "Всевидящее око" как видеокамера, призванная предотвратить преступление, не очень-то работает в мире бренном. Оказывается, можно бояться бога и быть бесчестным человеком одновременно!  
      Живущий без совести должен бояться людей. Важно, чтобы он имел страх, который позволит ему сдержаться, одолеть одолевающее его дурное желание, тот страх снаружи, которого нет внутри: страх наказания, "страх божий"... Но для начала он должен понять, что дурно. Заветы ему объясняют, что дурно, но он почему-то всё же нарушает заветы.  
     Как только вы решаете, что одного божьего страха для мира достаточно, что добро может быть без кулаков, в ваши бока впиваются чьи-то пятки: вас оседлали. И хорошо ещё, что русские понимают: от порабощения сегодня их защищает не "страх божий" их врагов, а ядерный щит, созданный их предками при том вожде, которого они объявили мерзости образцом. Об этом образце мы знаем, что сталинские репрессии - это трагедия отдельных людей. Трагедия, благодаря которой мы сегодня можем осуждать "сталинские репрессии". Трагедия, которая вернула народу его возвышенность, воскресила народ и упрочила его... Может быть, стоит спросить, почему трагедия с таким хорошим концом вообще случилась? И почему те маленькие незаметные трагедии, которые происходят сегодня, все эти мелкие поломанные частновладельчеством жизни, не приводят народ к тому единственно нужному величию, с которым он может себя уважать?.. 
       До революции тоже было наказание за взгляды, отрицающие правомерность системы. Смертная казнь, тюрьмы, каторга. Те же обыски в поисках запрещённой литературы, доносы, использование труда каторжан. То, что сегодня кажется плохой сама мысль о репрессиях, насилии, заслуга именно советского времени, следствие советского взгляд, изменившего отношение к человеку. Либо с волками жить - по волчьи выть, либо держать на цепи волка. Выбирайте. В каком случае иерархия - властная вертикаль не так уж плоха: когда она заставляет вас выть по-волчьи или когда с её помощью вы держите волка на цепи. 
       Напомню, что сейчас Россия живёт по приниципу "человек человеку волк", в том духе, который хорошо знаком каждой капиталистической стране.   
    Есть колыбельная: баю-баюшки баю, не ложися на краю, придёт серенький волчок и ухватит за бочок.  Он ухватит за бочок и утащит во лесок под ракитовый кусток... 
    Странный способ убаюкать младенца. Но мы её поём отчего-то. Просто нас так учили, и мы учим наших детей не паниковать в мире, полном угроз, но и не подставляться. Следует соблюдать правила своей безопасности. Безопасности своего рода, народа, страны. В 90-х эти правила были нарушены. Враги сыграли на "лучших чувствах" советских людей. Да, на тех самых благородных чувствах, с которыми они сейчас, бывает, осуждают советские грехи, подставляя страну под удары. Потерявшие очень сильную систему защиты поклонники бананов и джинсов уверены в своём великом уме и благородстве. В своей праведности. Ведь открытость нации - ах, что может быть прекрасней! Скинули железный занавес, как доспехи, содрали с кровью кольчугу: очень торопились на солнышке вместе с европейцами позагорать. Дружба превыше всего, разумеется. В истории много примеров плачевно окончившейся односторонней дружбы. 
      Почему люди не могут жить так, как им хочется? если они просто хотят мира? Потому что есть другие, которые хотят покорять, владеть и получать дань.   
     Того, кто сел на шею и впивается пятками в твои бока, вряд ли можно уговорить слезть и пойти рядом. Не то что две мили - он даже два метра с тобой не пойдёт, даже если попросишь. Таких приходится стряхивать с себя, да еще держать на почтительном расстоянии, чтобы снова народ не оседлали. На секунду расслабился, врага подкормил - и вот он снова "на коне".  Хрущёв, Горбачёв, Ельцин. Иже с ними.
      Хрущёва стряхнули. Ельцина - почти...
       Чтобы на земле жить не то что хорошо, ладно, хотя бы нормально, приходится подавлять чужое желание насилия. Вместе с плевелами захватывая зерна, к сожалению.  
      Но - ведь это насилие, правда? "Я лучше уступлю место злу в этом мире, прострадаю всю свою жизнь и братьев своих защищать не стану, но зато потом будет мне вечное блаженство". Так можно утешить не только себя, но и того, кого хочешь покорить: вечность за послушание. "Подставь, пожалуйста, щёку и не смей судить меня, когда я по ней ударю. Не  сметь судить, когда я бью тебя плетью. Сегодня я бью тебя плетью, завтра Господь тебя возблагодарит..." Таково начало порабощения. 
      В любой войне "подставленная щека" может победить только  как временная хитрость. Кутузов Наполеону "подставил щёку", сдав Москву. Но он был гений. В войне побеждает здравомыслие, организованность, гений и жёсткая дисциплина. Одного героизма недостаточно, пусть и массового. Героизм очень важен, и всё-таки его недостаточно для победы над хорошо вооружённым многочисленным врагом. Вот почему Советский Союз победил: он был сильнейшей организацией. Однако что-то её разомкнуло. Какой-то ключ её разомкнул. Какой? 
         Вера в ошибочность самозащиты, чувство вины за вынужденное когда-то насилие: диктатуру пролетариата. Стали возвышенными до того, что захотелось высоты ещё большей, в избытке добрых чувств понадобилось ощутить приятность раскаяния, обещающую место в раю. Опять же, желание "шмоток", "бабок" - красивой сладкой западной жизни... угодить чреву, потешить эго, попресмыкаться.  Привычка жить кланами, классами, вошедшая в веру, почитание ведущих, неумелое воспитание, несмотря на имеющийся достойный опыт Сухомлинского и Макаренко. Приспособленчество, поклонение чинам, обожествление рода (Рюриковичи, Романовы). Но основным было чувство вины, вызванное обманом. Старое "доброе" чувство вины. "Ты виноват уж тем, что хочешь защищаться..." 
        Раньше враг орудовал прямо, не притворяясь, потом понял, что так не победишь. И воспользовался старым способом: лицемерием. Поэтому врага больше не стало, остались только друзья. У них ПРО, бомбы и базы, но они друзья. Они ведь богаты. И они знают, как сделать богатым тебя. Ты просто делай, как скажут друзья. Пока они не начали воевать. Они ведь знают, как пользоваться мечом, а ты свой уничтожил. Поэтому друзья на коне, ты - конь, и  вы вместе движетесь в рай, земной и небесный: всё для избранных.  
     Счастье разное. Есть счастье, за которое стоит бороться, есть то, за которое бороться не стоит. Но то и другое - счастье. Не надо делать из счастья человека фетиш. Для кого-то счастье в самоистязании, для кого-то - в наркотиках... хотя это тоже само самоистязание. Для кого-то постоянное осознание своей униженности - это то счастье, за которое надо бороться. Пускать слюнки, когда другие снимают пенки, - наверное, это то же особое счастье. И кто-то продолжает за него воевать. Но не мы.
2.
     Человек имел один взгляд на жизнь, обстоятельства жизни поменялись, переменился взгляд на жизнь. Диалектика. Не всегда верно сегодня то, что было верно вчера. Есть момент, когда за оружие рано браться, или момент, когда самое то... 
     Лозунги выдвигаются, как и слова говорятся в определённой обстановке с определённой целью. Возьмём, к примеру, фразу "будет день, будет пища" - о лилиях и птичках, которым не приходится трудиться. Если мы начнём размышлять, то почувствуем натяжку, ведь в действительности жизнь птицы не сплошной праздник, а постоянный поиск пищи, как и жизнь любого не богача (ещё и следи, чтобы тебя не сожрали). Тем не менее, мы находим истину и в этих словах Христа, понимая всё же, что не трудиться нельзя. "Утро вечера мудренее", - русский эквивалент фразы. То есть не надо паники и лишних переживаний, понапрасну унывать и расстраиваться. Страшное вечером утром находит решение, если отдохнуть. 
       Только тот, кто живёт на пожертвования, мог привести такой пример, как беззаботная лилия. Отцы, обучающие своих детей труду, такого примера бы им не привели. Это я говорю ещё раз к тому, что примеры жизни мы берём из жизни, из опыта, имея конкретную цель в конкретных обстоятельствах. Распространять один и тот же совет на все случаи жизни смешно. Быть может, совет подставить щёку относился к обычной бытовой сцене, как совет не гневаться на оскорбление, - где ещё, как не в быту столь необходимо умение сдержаться?  Опасно из обычной сцены разлада выводить заключения мирового масштаба. Нелепо и опасно проявлять милосердие там, где надо воевать. Жестоко и безрезультативно отвечать насилием там, где надо проявить милость. Иногда люди путают исходные данные и требуют от других людей дурных и смешных решений, и сами, сглупив, поступают дурно. 
      Допустим, гордыня. Превознесение не только себя, но и чрезмерное возвеличивание своего народа. Тот же фашизм, скажем. Нации, страдающей исключительностью, нужна одна рекомендация: избавиться от гордыни. А что, если вы дадите ту же рекомендацию народу, в котором нет преувеличения своей значимости? Следуя совету, он  начнёт избавляться от сознания своей ценности, избавляться от своей гордости, избавляться от того, что является его гордостью, что даёт ему повод собой гордиться. Так советский народ избавился от советского образования, к примеру.
    Следуя рекомендации, из самых лучших побуждений ("благими намерениями"!) он начнёт себя унижать и втаптывать в грязь свои былые заслуги... 
    Если вы даёте таблетку от высокого давления гипертонику, это норм. Если вы ту же таблетку дадите гипотонику, он загнётся. Такое лекарство не станет для него спасением, даже если перед этим очень помогло другому.
    Христианство разделилось на много направлений, некоторые из которых были запрещены. К примеру, в Ирландии когда-то "монахи были обязаны трудиться и помогать окрестному населению, а "чистота сердца", необходимая для спасения души и постижения Господа, должна была проявляться прежде всего в самоотверженном служении людям и в ограничении себя ради других"(*) Любовь к богу и любовь к людям - разница небольшая. Ведь Христос пошёл на муку ради людей, и любить его - значит, любить, как он.  Но "...ирландско-британскую церковь постоянно обвиняли во всевозможных ересях. Рим приложил все усилия для того, чтобы вытеснить ирландцев с европейского континента, и в конце концов на исходе XI века римский папа Григорий VII предал ирландско-британскую церковь анафеме".  Каким-то образом случилось так, что из множеств возможных версий победили некоторые, определяющие дальнейшее направление веры. Например, в 1854г. в римско-католической церкви утверждён догмат о о непорочном зачатии Богородицы. Всё то же: истину подальше от людей. Побольше мистики, таинственного света... Привыкшими к дурману легко управлять. Одних делать богатыми, других - слугами богатых.                                        
      Когда-то жили на Земле племена: "...свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, тем более в собственной земле. Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехавтку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны, препровождают их поочерёдно с места на место, куда бы тем ни было нужно; так что, если гостю по беспечности принявшего причинён вред, против него начинает вражду тот, кто привёл гостя, почитая отмщение за него священным долгом. Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неопределённое время, как остальные племена, но, определив для них точный срок, предоставляют на их усмотрение: либо они пожелают вернуться домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные люди и друзья (...) Жёны же их целомудренны сверх всякой человеческой природы, так что многие из них кончину собственных сужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве."  ("Стратегикон" имп.Маврикия 582-602 г.г. Цитаты из кн. С.Перевезенцева) 
         Как ни странно, эти крайне дружелюбные к иноземцам люди и их поразительно целомудренные жёны - язычники. Ничего не напоминает? "Если просят тебя пройти одну милю - пройди две..." "Каждый, кто смотрит с вожделением, уже прелюбодействует в сердце своём..." 
     Эти племена "... не управляются одним человеком, но издревле живут в народопрастве (демократии), и потому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом..." Это община территориальная,  с культом производительных сил природы.
    Были другие. "Иногда имена предков помнились на протяжении десяти-двенадцати поколений, а в легендарных преданиях эти имена хранились столетиями. Чужеземцев в такую общину принимают лишь на "правах" раба, потому что он не происходит от одного общего с членами общины предка." Это община кровно-родственная, с культом бога-Отца, предка рода или племени. Они тоже язычники. Но - другие. "Игорь отправляется к древлянам и силой берёт с них двойную дань. Однако этого Игорю показалось мало и он с небольшим отрядом вернулся к древлянам за новой данью Возмущённые древляне убили Игоря и его малую дружину."  В ответ его жена: "Ольга хитростью заманила два посольства древлян в ловушки и жестоко расправилась с ними - одних послов закопала живьём в землю, других сожгла в бане. Затем она явилась в Древлянскую землю и устроила тризну на могиле мужа, на которую пригласила и древлян. По приказу Ольги её дружинники напоили древлян допьяна, а потом иссекли их мечами ("Повесть временных лет называет цифру убитых - 5000 человек"). А в следующем, 946 году, Ольга вместе с малолетним сыном Святославом отправилась в поход на древлян, взяла с боя их город Искоростень и опять жестоко расправилась с его жителями - одних убили, других Ольга отдала в рабство своим дружинникам, а третьих обложила "тяжкой данью". 
      И те, и другие язычники пришли к христианству, частично сохранив свои прежние взгляды. Организация общества изменилась у менее воинственных. Предпочитавшие жить в ладу подчинились новой вере  - перестроились. А надо было наоборот. 
       Слова "друг" и "другой" имеют один корень; "другие" раньше было "друзии", довольно похоже на слово "друзья". Это об отношении к чужеземцам. Чрезвычайное миролюбие и готовность принимать чужие обычаи, делить взгляды, лишь бы только не ссориться, желание просто рядом жить не всегда помогало русскому народу быть защищённым. С другой стороны, именно родовая память позволила создать в России социализм. Не таким уж животным было далёкое славянское прошлое, хотя и не столь просвещённым, каким могло бы казаться. 
       Прошлое незачем обожествлять. Лучше извлекать из него уроки.            
       Одни люди встраиваются в мир, желая как можно меньше его беспокоить, другие неделикатны, как слоны в посудной лавке. Смыслы жизни и ориентиры различны, образы счастья и дороги к нему. Поэтому наказы захватчику и порабощённому не могут не отличаться. Кому-то следует сложить оружие, кому-то заиметь "меч": научиться себя защищать. Мягкому надо стать твёрже, требовательнее к другим, чёрствому - мягче с другими и требовательнее к себе. Слабосильным - научиться заступаться, в том числе, за себя, себялюбивым - ограничить себялюбие, то есть начать заботиться о других... 
       Хороший порядок начинается с внимания к детям. Отношение человека к миру начинается с отношения к нему, когда он был ребёнком. Если дитя с детства на пьедестале, он и во взрослости будет карабкаться на пьедестал. И будет несчастен, либо сделает несчастными других. Если он был забит, он останется забитым или сам будет бить, так или иначе, но допустит насилие. Давайте относиться к детям так, как будет относиться к ним общество в их взрослой жизни; конечно, с родительской нежностью, но строго там, где требования обязательны. Ребёнок не маленький идол, но достойный уважения человек. Хотя за что уважать малыша, который ещё ничего не сделал для мира и столь зависим от него? Возможно, за самостоятельность, которую ему приходится трудом добывать. За его трудный путь к своей взрослости и ответственности... Может любовь родителей быть "зрячей"? Без всепоглощающего страха, но с осторожной бережливостью.
       Мы любим своих детей, но очень мало их понимаем. То, что нам кажется пустяком, порой представляет для них невероятную трудность. Заметить положительное преодоление - значит, его поощрить, сделать победу над собой ценной и желанной. Вырастая, дети воюют за то, в чём почуяли ценность. Если узнают славу труда, возможно, тогда не захотят никого давить своим эго. 
      3. 
      Есть два смысла жизни, соответственно, два разных служения. Одно служение - "царству небесному", другое - "царству небесному на земле". Одно допускает истину царствовать на земле, другое признаёт власть истины только на небе.      
       Если крещение символично, - а всякое ритуальное действие должно что-то обозначать; например, омовение - это очищение, прозрение, - то когда человек крестится, его рука идёт от вертикали в горизонталь: "Во имя Отца и Сына" - движение сверху вниз, указание на  подчинение в роду и подчинение родов, - к жизни в другом духе. От сословной лестницы, от власти богатства, от организации мира в правилах кровно-родственной общины к другому порядку: ладу, равенству. 
      Жизнь народов на земле может быть прекрасной, насколько это доступно в земных пределах. Та красота спасает мир, с которой мы правильно любим себя, любим людей, свою землю и саму Землю. Она не может быть без ненависти к врагу, захватчику, потому что любовь без ненависти не способна защитить свой мир от захвата. Такое добро, как хлеб без корочки, искусственно, фальшиво. 
       Когда враг на стороне зла, то ненависть к врагу - это ненависть ко злу. Очевидно, что если тебя хотят сделать рабом на твоей собственной территории, это зло. Если уничтожают твою культуру на твоей же земле, это зло. Гитлер, хозяин кровопролитий, - зло. Пособники Гитлера - тоже. Последователи - тоже. Отрицать  это, значит, отрицать очевидное.    
       Порой не получается любить людей такими, какие они есть, когда они жуть как нехороши. Но тогда можно любить их надо такими, какими они могли бы быть... и обязательно будут. Даже если не эти самые люди, то следующие за ними. Только надо прилагать усилия, чтобы они такими стали. Если Создатель создал то, что хорошо, то и человек способен сделать мир людей лучше. Нельзя зарывать таланты, мы знаем. Социализм - живое творчество масс, сказал Ленин. Мы от природы творцы, тем более верующие, созданные по образу и подобию, разве не так?..   
       Свобода одних чувств - это всегда подавление других. Любой строй - всегда ограничение чего-то во имя чего-то. Свобода одних прав - ущемление других. Это может быть право ребёнка или право педофила. Право на возрождение фашизма или право на мир во всём мире. Право народа на счастливую достойную жизнь или право индивидуалиста быть баснословно богатым. Любая свобода подразумевает запрет. Например, свобода гомосексуалиста означает запрет на негативное отношение к гомосексуализму. Итак во всём. Просто потому, что желания людей разнонаправленны. Они хотят двигаться в разные стороны, но могут двигаться только в одной упряжке. И они постоянно доказывают друг другу, что зло в той или другой стороне, чтобы убедить друг друга двигаться в нужную им сторону. 
       Тот, кто сегодня венчает мужеложцев, завтра будет настаивать на законности инцеста, зоофилии, педофилии - во имя гуманности и прав человека. Во имя человека, как и во имя бога, можно дойти до каннибализма. Пламя безрассудной веры всегда рискует перерасти в костры инквизиции. Поэтому должны быть рамки, и они должны быть разумны. 
        Но какая сторона нам всем в действительности нужна? Без какой истины мы жить на земле не сможем? Без роскоши мы можем жить, даже без определённого удобства. Но мы не можем жить без жизни. 
        Выбор действительно очень прост. Он невелик. Человек ест рыбу, рыба ест пластик, - человек ест пластик, потому что пластик удобен человеку. То есть человечество губит жизнь, в том числе, свою - ради собственного комфорта. И пытается украсить свой катастрофический комфорт какой-то там "высшей истиной". Мы продолжаем ради благополучия избранных допускать мучительную смерть потомков от войны и грязи, либо пытаемся как можно безболезненнее и как можно быстрее перестроиться. 
         Смысл жизни общества определяет форму его организации. Разве в 90-х не смена содержания веры поменяла нам власть? Взгляды менялись постепенно: "Мастер и Маргарита"...  "Архипелаг ГУЛаг"... 
        Вспомним любимца либералов Булгакова. "Иностранный консультант" появляется на Патриарших. В книге. В жизни иностранные консультанты появляются при Ельцине и позже патриарх называет Ельцина "святым Владимиром наших дней". В книге - цирк. В стране - балаган. Деньги, превращающиеся в бумажки, - о, как нам это знакомо!.. Погоня за подарками, оборачивающаяся тем, что ты гол как сокол... В книге Сатаной воскрешённые преступники, веселящиеся на балу, - в жзни почёт преступникам. Вакханалия. Месть за обиды: в романе - критикам, в жизни -коммунистам. Служба дьяволу во имя страсти: "Любовь превыше всего". Жизнь, подчинённая страстям. Зло,  представленное "добром". Отравленный Мастер - отравленное, гибельное искусство. "Безумие" Ивана, знавшего о тьме, которую никто не замечает, сравните: "И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит."** Параллельно - завуалированный, но в целом классически пасторальный образ Христа-примирителя насильника с насилуемым. Именно такой более всего удобен поработителю. 
         Как мог писатель, словно заглянув на полвека вперёд, предвосхитить в образах реальную картину? Безусловно, им владел тот самый приятный мистический либеральный дух, который и теперь является духом классического антикоммунизма. В противном случае его книга не стала бы своеобразной "Библией" для либералов. Сама по себе она не нанесла бы стране большого урона, но вкупе с злобным "Архипелагом" и тщательно выстроенным наветом Хрущёва она послужила духовной "взрывчаткой", снесшей мозги обычному советскому человеку. Это была психическая атака. Представление об истинности собственного мира перевернулось. Неудивительно. Когда то, что всегда было злом, вдруг отчего-то оказывается не таким уж злым, то и добро предстаёт не таким уж добрым. 
        Но теперь уж мы в своей вере твёрдо должны стоять на ногах и за землю держаться (держава!). Сознавая, что Сатана, действующий во благо человеку, это такое же извращение понятий, как алчущий правды поклонник частной выгоды, радеющий о благополучии народа сторонник частного добра...
       Вы же помните историю о богатом юноше, который был очень огорчён, узнав, что богатых в царство небесное не берут? Христос ещё сказал ему, что для бога невозможного нет. 
        Я тоже так считаю, что выход есть всегда. Без мистификаций. Национализация. Большая воля миллионов маленьких людей. По хорошо продуманному плану. 
        Это возможно?..
   
--------------------------------------------------
Цитаты:
*С.Перевезенцев "Россия.Великая судьба"
**План А.Даллеса
 
 
Алла Афанасьева. Если есть ошибки и опечатки, прошу простить великодушно))


Вернуться назад