Главная > Россия > О том как искажают нашу историю
О том как искажают нашу историю20-05-2013, 23:58. Разместил: samozvanec |
Ул.Бакунина, 26 на доме мемориальная табличка: памятник федерального значения, здесь останавливался А.Н.Радищев. В конце 18в. конечно. Это бывший дом томского коменданта. Вот только в 20в., в 58г. верхний этаж дома был переложен заново. А за 10 лет до 21 века, из-за дырявой печной трубы загорелась крыша бывшего комендантского дома. Пожар потушили, но дом оказался полностью залит водой. От сырости штукатурка в доме облезла, деревянные конструкции пришли в негодность. Ремонт, конечно, быстро сделали, но здание оказалось непригодным для проживания людей. В 1992 г. было расселено. Теперь здесь учреждения, офисы. Но главное следа от пребывания Радищева, что бы там не говорила мемориальная табличка, не сохранилось. В 19в. в Томске проживал и другой видный деятель
революционного движения, на этот раз не только России, но и общеевропейского
Михаил Александрович Бакунин. Но ни дома, ни тем более мемориальной таблички об
этом в Томске вы не найдете, разве что улицу его имени. На которой
действительно стоял его дом. Как писал еще в 91г. авторитетный томский историк
и краевед Витольд Славнин, после пожара флигеля дома по ул.Бакунина, уже
единственное что тогда сохранялось от постройки середины 19в., след великого
анархиста исчез из Томска.
Но для начала как искажают историю…
Книга 96г. «Русские писатели в Томске». Под ред.Е.Кольчужкина. Изданная издательством Томской областной научной библиотеки им.Пушкина «Водолей», коллективом во главе с доктором фил.наук, професс., деканом филфака ТГУ Александром Сергеевичем Янушкевичем. Моим учителем, человеком лично уважаемым, известным в Томске «пушкинистом». Вот только Пушкина в Томске не было конечно. Потому трудно сказать какова была роль Александра Сергеевича в коллективе авторов этой книги… По которой Чехов, который всем известно в Томске был, жил сразу в двух гостиницах за ту неделю, что провел в Томске. Потому что в главе посвященной ему в этой книге, читаем: остановился Чехов в гостинице «Россия», ее деревянное здание размещалось на месте нынешнего Кировского райвоенкомата (угол проспекта Фрунзе и улицы Советской).
Но на фото в той же книге, предоставленные Томским областным краеведческим музеем, читаем: «гостиница «Европа» ул.Магистратская ныне ул.Р.Люксембург. Здесь весной 1890г. проездом на о.Сахалин останавливался Чехов». И на фото действительно здание ул.Р.Люксембург,1. На месте которого когда-то стоял дом, где была первая съемная квартира Бакунина. Вот только ни к Бакунину, ни к Чехову, ни даже к гостинице «Европа» отношения не имеет.
Это должно быть известно не то что профессионалу, работающему в краеведческом музее, но любому кто знает историю Томска. Кто читал книги того же В.Славнина, или например, просто листал фотоальбом Майданюка «Прогулки по старому Томску»: гостинца «Европа» самая шикарная в Томске того времени конца 19-начала 20 века, на самом деле располагалась на втором этаже «второвского пассажа», что и сейчас стоит в центре Томска. И давно всем известен как магазин «1000 мелочей». Чехов же действительно останавливался в другой гостинице, куда скромнее… в «России». Что же касается того где она была, то Витольду Славнину еще в 90-е годы при тщательном изучении документов, сверки современной и дореволюционной нумерации домов, выяснении имен домовладельцев удалось установить и уверенно утверждать, что в 1890г. Чехов не мог жить ни в «Европе», ни в том роскошном кирпичном здании купца Кухтерина на углу улиц Спасской и Нечаевской (улицы Советской и проспекта Фрунзе), которое выдают за гостиницу «Россия». И дело вовсе не в том, что Чехов был настолько не притязателен и скромен. Просто здание Кировского райвоенкомата, а во времена Славнина областного военкомата было возведено архитектором К.К.Лыгиным позже 1890г. на несколько лет. В отличие от соседнего здания. Гостиница «Россия» в 1890г. помещалась именно в соседнем двухэтажном деревянном, который, как писалв 91г. Славнин, на ладан дышит, так и сейчас, здании Спасская,27 (Советская,29). В отличие от дома Радищева, он не имеет даже упоминания имени Чехова, ни статуса памятника федерального значения, ни ремонтируется и не реставрируется, хотя это жилой дом. И единственный, который сохранил в Томске след знаменитого имени…
В книге В.Славнина «Томск сокровенный», изданной Томским книжным издательством еще в 91г. приводится фото этого дома и адрес: Советская, 29.
И ладно бы если это все были просто ошибки любителей, я имею ввиду коллектив авторов книги «Русские писатели в Томске», это ошибки профессионалов. Правда, просто вводящие в заблуждение, но без политических выводов как говорится.
Но судите читатели сами: какие у нас историки, я к сожалению, принадлежу к тому же цеху. Какая у нас наука. При том, что развилась «махровым цветом» историческая беллетристика, претендующая на документалистику. Которой занимаются в свободное время действительно любители. Очень не хочется под одну гребенку подводить их всех. И среди любителей, как и среди профессионалов есть честные и не равнодушные к делу люди. Есть. Но их немного.
Иначе давно в Северске была написана книга «Первостроители», о которой что она «готовится к изданию», говорится Музеем Северска уже лет 10. Это не трудно проследить по городским газетам.
Бывает, что профессионалы делая ошибки, не просто вводят читателей в заблуждение, но и подталкивают к далеко идущим политическим выводам. Например, книга «История Северска», изданная несколько лет тому назад тиражом 680 экз. и претендующая на полноту и достоверность сведений. Работал над ней снова коллектив очень разных авторов, но профессионалов, во главе с деканом исторического факультета В.П.Зиновьевым. В статье, посвященной исправительно-трудовому лагерю, что находился на территории п.Чекиста и с которого начиналось строительство Северска, подробно рассказывается о рационе заключенного. Очень скудный чего уж сказать. Люди суп видели раз в три дня. Цитирую по памяти, прошу меня извинить, уж очень мал тираж у издания, да и стоил не дешево прямо сказать. Вот только автор забыл упомянуть, а может это и не входило в его задачи, что описываемое в статье время это послевоенные для всей страны голодные годы. И рацион с позволения сказать далеко не зэка, а просто советского человека, был еще менее скуден. Согласитесь, совсем другая бы история вышла, сделай автор такое объяснение. А так представлено лишнее свидетельство «ужасов» ГУЛага. Тоже впрочем как бы не специально, но уж очень наглядно. Писал это историк, профессионал, только знающий о Северске понаслышке.
При том, что в самом Томске за почти 130-140 лет никто не удосужился написать историю среднего и начального образования. Зато столько написано про первый в Сибири университет. Хотя казалось бы любому должно быть понятно, что без развития среднего образования в крае вряд ли поставили вопрос и об университете. Точнее брошюра такая подготовлена, и неоднократно предлагалась к изданию, но все, в том числе губернатор Томской области ответили отписками.
Ошибаются, конечно, все. Есть ошибки, касающиеся истории области, которые нет да встретишь в статьях, аудитория которых вся Россия и весь мир. Например, Иннокентий Михайлович Смоктуновский: за него спорят и Красноярский край и Томская область. Но тут все несколько сложнее: Смоктуновский, конечно, родился в селе Татьяновка Шегарского района Томской области. Село есть и сейчас. Правда не на центральном направлении. Есть, говорят, кто бывал, в нем и музей великого советского актера. Но на момент его рождения село было, да вот Томской области не было. Но не было и Красноярского края. Откуда же такая путаница? Был Сибирский край. Из которого выделились затем уже Красноярский, и Новосибирская область. Из Новосибирской позднее и Томская. Но есть и еще факт, что из родной Татьяновки Смоктуновские, точнее Смоктуновичи (поскольку это не фамилия, а сценический псевдоним актера) уехали , когда Иннокентию было лет 5, и именно в Красноярск. И вернулся в Татьяновку уже известным актером спустя полвека. Но родился он все таки теперь в Томской области, и приезжал на свою малую родину в Томскую область.
Это про ошибки, которые можно назвать чисто профессиональными. Ну перепутали «Сибирский край» с Красноярским. Но я бы хотел в своей статье про другое… Про то кто пишет, какую пишет и для кого пишет историю…
В прошлом году к юбилею Отечественной войны полмиллиона рублей было потрачено областной властью на издание снова мизерным тиражом книги, посвященной истории Томского пехотного полка, действительно принимавшего участие в Отечественной войне и даже в Бородинском сражении. Больше я ничего сказать не могу…. Не о полке.. А о книге.. Напоминаю стоимость издания и тираж… Я ее не видел… Ясно что она для не многих. Но для кого? И зачем?
Тем более, что еще в 2007г. томским историком В.Никоновым была написана небольшая, а значит как бы не требующая таких вливаний, но зато достойная брошюра, посвященная истории вообще томских полков и гарнизонов . Но издана она так и не была, разве только в интернете.
И такие дела обстоят с историческим краеведением не только у нас. В Томской области.
Курганская область в нынешнем году отмечает свой юбилей. Ни для кого не секрет что трудно у нас обстоят дела с патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Что уходят последние свидетели той войны ветераны. И вот ответ из правительства Курганской области на предложение издать написанную уже книгу, посвященную героизму 186 стрелковой дивизии, уральской дивизии, сформированной на базе Уральского военного округа. Она практически на 2/3 была уничтожена врагом в 1941г. В книге именно про подвиг уральцев в самые первые месяцы войны: как дивизия держала 35 дней оборону севернее Смоленска, в августе-сентябре, когда пал Смоленск и Рославль, когда до Москвы оставалось менее 400 км. В книге с десяток имен из писем с фронта, все занесенные в Книгу памяти Курганской области. Но Курганское правительство считает издание этой книги именно в этом юбилейном году для себя «не возможным», надо было дескать обращаться с заявкой до декабря прошлого года.
Спрашивается: откуда же берутся у нас тогда «Иваны, не помнящие родства»? Не из этого ли казенного подхода к делу и профессионалов, и чиновников.
Вот и получается в родном Северске, обыватели и высокие должностные лица уверены, что город строили комсомольцы-доборовольцы, и это кочует из книги в книгу про Северск. Есть фотоальбом, изданный при поддержке СХК, надо думать стоил не малых денег, фотоальбом про Северск с фотографиями известных фотографов Доренко, Мишановым, но в нем не преминули сказать, что строился город комсомольцами-добровольцами и военными строителями. И даже отдельно замечено, вовсе не историками уже, что заключенных было очень мало. Это при том, что первые комсомольские строительные отряды прибыли на строительство в 1957г., а историю строительства мы отсчитываем все-таки с 1949г. И сами комсомольцы были разочарованы, ожидая что едут на строительство города , которого еще нет, а тут уже были построены целые улицы.. Кем? Военными строителями? Их в 1949г. было меньше полка. Зато были тысячи заключенных. Да согласен вопрос не удобный. Но такова историческая правда.
А на уровне большой страны? Воевали мы в войне с немецкими фашистами, но сами были просто народами России. Воевали без Верховного Главнокомандующего Сталина. С одним «символом Победы» маршалом Жуковым. Вот такую «партизанщину» нам теперь предлагают. Просто народ сам по себе, во главе с одним единственным маршалом.
При том, что воевали и погибали за социалистическую родину, уходя в бой коммунистами, с кличем «За Родину! За Сталина!». И не по воле пропаганды. Не надо пытаться делать из нас «не помнящих», не надо переписывать историю, не надо уродовать поколения, лишая их правды, а значит понимания, а значит и любви к своей стране и краю. Не надо изображать дело так, что выиграл ее «неизвестный солдат», или «неизвестный главнокомандующий».
И еще. В томске сейчас идет дискуссия по поводу памятника Чехову работы Усова. Да памятник легкомысленный. И место ему выбрано легкомысленное: набережная. Можно сказать, конечно, и что не легкомысленный памятник, а ироничный, и что ирония вполне гармонирует с самим чеховским духом, отношением ко всему. Но чаще это даже называют «местью» писателю за его не лестный отзыв о Томске. Но почему ни разу не сказали, о каком именно Томске отзывался Чехов. Да написал он, что «город скучный», но ведь добавил «во всяком случае по тем лицам, которых видел». А кто к нему приходил? Полицмейстер, чиновники. А его отношение к ним еще с его рассказов «Толстый и тонкий» и других, он, кстати, приехал в Томск автором именно рассказов, знаменитые пьесы будут впереди, известно. Можно ли считать «это» не лестным отзывом о Томске? Или о каких женщинах он отзывается как о «не красивых»? Читайте документы, полицмейстер предложил и показал ему томские «дома терпимости». Можно девушек в них считать за пример?..
Мне не охота вмешиваться в дискуссию о памятнике. Но думается, что настоящим памятником писателю в городе было бы как раз то, что власть наконец-то, спустя больше ста лет, повернулась бы лицом к простому народу. Хотя в целом это вряд ли представляется и сегодня, спустя больше века возможным. Позволю себе цитату из недавней программной статьи Зюганова «Кризис в тени иллюзий»: «государство не беспокоится о тех, кто лишен возможности созидательной работы, потому что подлинно творческая деятельность не востребована в условиях дикого капитализма». Ну так хотя бы не дали возможности исчезнуть с карты города последнему свидетельству на ней великого русского имени… Ветхий деревянный дом по ул.Советская,29 без упоминания имени Чехова на мемориальной доске, что якобы дом построен в нач.20в., не являющийся памятником федерального значения, куда уж там… Но именно его стены и окна хранят память о Чехове в Томске…
А власти любого уровня, хочется все таки сказать, что понимание места и роли человека в истории невозможно без знания истории своей семьи. Что со знания, понимания и любви к истории своей малой родины начинается такое стыдливое до сих пор для некоторых понятие, или насмешливое, или казенное патриотизм. Ведь у нас до сих пор боятся национализма, не понимая того, что не любя свою национальность нельзя быть интернационалистом. В самом деле трудно ожидать от людей, которые не знают своих традиций, уважения к чужим. Трудно ожидать, что именно те страницы истории прошлого, которых мы не хотим, чтобы они повторились, не повторились, если мы не хотим знать о них правды. Вернуться назад |