Информация к новости
  • Просмотров: 2251
  • Автор: ZLN
  • Дата: 13-01-2007, 01:59
13-01-2007, 01:59

РУССКИЙ «АВОСЬ»

Категория: Наука и культура

Много нареканий, а то и насмешек, можно встретить относительно русского «авось». Но откуда он появился в русской натуре? Что способствовало ему? На мой взгляд, исчерпывающий ответ на эти вопросы можно найти у выдающегося русского историка В. О. Ключевского в его труде: «Русская история. Полный курс лекций». (Лекции Х1У и ХУП).

Киевская Русь, располагаясь на границе с Полем – бескрайней степью Причерноморья и Прикаспия, веками подвергалась набегам кочующих там племён. Печенеги, половцы… «Эти степи со своим кочевым населением были историческим бичом для Киевской Руси». (Здесь и далее в кавычках – слова В. О. Ключевского). Набеги кочевников, княжеские междоусобицы, приниженное юридическое и экономическое положение низших классов – вот три условия, по мнению историка, которые привели к запустению Киевской Руси. «Запустение днепровской Руси, начавшееся в ХП веке, было завершено в ХШ веке татарским погромом 1229-1240 гг.».
Большая часть населения Киевской Руси (более двух третей) постепенно ушла на северо-восток, в междуречье Оки и Верхней Волги, потом за Волгу – до Урала и Белого моря. Там и сформировалась нация великороссов.

Встреча славян с местными финно-угорскими народами прошла мирно. «Ни в письменных источниках, ни в народных преданиях великороссов не уцелело воспоминаний об упорной и повсеместной борьбе пришельцев с туземцами… И сами колонисты не вызывали туземцев на борьбу. Они принадлежали в большинстве к мирному сельскому населению, уходившему из юго-западной Руси от тамошних невзгод и искавшему среди лесов Севера не добычи, а безопасных мест для хлебопашества и промыслов».

Места для хлебопашества среди лесов и болот находить было трудно, и обрабатывали их лишь столько, сколько требовалось для самых «насущных потребностей хлебопашцев». «То была необычайно трудная работа: надобно было, выбрав удобное сухое место для пашни, выжечь покрывавший его лес, выкорчевать пни, поднять целину». А через несколько лет приходилось переходить на новое место, так как верхневолжский суглинок быстро истощался…
Чтобы выжить, крестьянину, кроме хлебопашества, приходилось заниматься разными промыслами. Вот откуда возникли многочисленные русские кустарные производства.

Где бы ни поселился русский человек, ему нужно было изучить это место, все его условия, особенно погодные. «Отсюда эта удивительная наблюдательность, какая открывается в народных великорусских приметах». В этих приметах отражено всё своеобразие природы Русской равнины.

«Она (природа) часто смеется над самыми осторожными расчётами великоросса, своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчётливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадёжное и нерасчётливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось.

В одном уверен великоросс – что надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет ещё укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля… Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии…

Невозможность рассчитывать наперёд, заранее сообразить план действий и прямо идти к намеченной цели заметно отразились на складе ума великоросса, на манере его мышления… В борьбе с нежданными метелями и оттепелями, с непредвиденными августовскими морозами и январской слякотью он стал более осмотрителен, чем предусмотрителен, выучился более замечать следствия, чем ставить цели, воспитал в себе умение подводить итоги насчёт искусства составлять сметы. Это умение и есть то, что мы называем задним умом. Поговорка русский человек задним умом крепок вполне принадлежит великороссу. Но задний ум не то же, что задняя мысль. Своей привычкой колебаться и лавировать между неровностями пути и случайностями жизни великоросс часто производит впечатление непрямоты, неискренности… Он всегда идёт к прямой цели, хотя часто и недостаточно обдуманной, но идет, оглядываясь по сторонам, и потому походка его кажется уклончивой и колеблющейся. Ведь лбом стены не прошибёшь, и только вороны прямо летают, говорят великорусские пословицы. Природа и судьба вели великоросса так, что приучили его выходить на прямую дорогу окольными путями… Кажется, что можно придумать кривее и извилистее великорусского проселка? Точно змея проползла. А попробуйте пройти прямо: только проплутаете и выйдете на ту же извилистую тропу.

Так сказалось действие природы Великороссии на хозяйственном быте и племенном характере великоросса».

В. О. Ключевский. «Русская история. Полный курс лекций в трех книгах».
Книга 1, сс. 249-291.
(Цитируется по изданию: Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000 г.)

20.10.2002 г. – 24.11.2006 г.
З. Никитина
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Облако тегов

Архив новостей

Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Январь 2024 (1)
Ноябрь 2023 (1)
Октябрь 2023 (2)
Сентябрь 2023 (1)

Ссылки

{sape_links}
^