» » Закон о двухуровневом образовании - это нокаутирующий удар по высшей школе
Информация к новости
  • Просмотров: 1875
  • Автор: Рыбовед
  • Дата: 16-05-2007, 13:43
16-05-2007, 13:43

Закон о двухуровневом образовании - это нокаутирующий удар по высшей школе

Категория: Главная

Cлом отечественной традиции высшего образования

16 мая в Государственной Думе в первом чтении обсуждался проект федерального закона № 4122990-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)». Вопрос важнейший, так как вносит серьезнейшие изменения в существующую систему высшего образования в России. Несмотря на то, что внутри власти давно дано указание не употреблять слово «реформа», фактически – это и есть именно реформа высшего образования. После соответствующих выступлений министра, председателя думского Комитета и ответов на вопросы, пришел черед выступлений от фракций. Естественно, по столь важному вопросу вновь «восторжествовала» демократия: вместо положенных 10 минут на выступление, таких минут было дано только 3, что вызвало возмущение фракции КПРФ и представлявшего позицию фракции первого зампреда ЦК КПРФ Ивана Мельникова. Приводим полный текст его выступления:

«Уважаемые коллеги!

Сегодня я обращаюсь не столько к большинству нынешнего состава Государственной Думы, - Ваше голосование, как обычно, предрешено, - я больше обращаюсь к присутствующим журналистам и другим представителям общественности.

Очень важно, чтобы все понимали: в случае принятия данного законопроекта – мы получим кардинальный слом отечественной традиции высшего образования.

Поясню, почему мы считаем аргументацию авторов законопроекта надуманной, и объясню, в чем заключается слом системы высшего образования.

Напомню, что сегодня и бакалавриат и магистратура уже есть в высшей школе, они предусмотрены действующим законом «Об образовании» с 1996 года и нормально сосуществуют со «специалистами» без всяких новых реформ. И у вузов есть право выбора – как готовить в зависимости о специфики самого вуза, от специфики международных стандартов, от особенностей профессиональной области.

Однако правительственный законопроект отличается от этого закона принципиально, причём по всем основным позициям.

Первое: ваш новый закон – ограничивает свободу вузов в принятии решений, их автономию. Действующий закон даёт каждому вузу право выбора между традиционной программой специалиста и двухступенчатой - бакалавриат плюс магистратура. Правительство же предлагает сделать бакалаврами подавляющее большинство студентов, а программу специалиста оставить только для узкого круга избранных, который оно же само и определит.

Второе: ваш новый закон ограничивает права студентов. Действующий закон позволяет студенту выбирать различные траектории обучения, в том числе после бакалавриата стать специалистом, а после специалиста – магистром. Правительство же такую возможность исключает: после бакалавриата – только магистратура, а если хочешь стать специалистом, начинай сначала. Ещё более странно, что специалиста в магистры тоже пускать не собираются.

Третье: ваш новый закон наносит нокаутирующий удар по присущей нашей системе образования фундаментальности. Действующий закон устанавливает минимальный срок обучения по программе бакалавров - 4 года. Правительство предлагает – 3-4 года. На практике это будет означать, что в целях экономии бюджетных денег бакалавров всё более и более будут переводить на трёхлетний срок обучения. Мы убеждены, в таком бакалавриате мы получим систему подготовки не врачей, а фельдшеров, не инженеров, а лаборантов и так далее. Это – резкое падение качества.

Четвертое: ваш новый закон сделает полноценное высшее образование – платным, а значит, доступным лишь для избранных, элитарным. Сегодня закон не ограничивает возможности студента получить качественное образование: завершил одну ступень – переходи на вторую. Правительством же предлагается при переходе из бакалавриата в магистратуру устроить конкурсный отбор. Бюджетное финансирование магистратуры планируют сохранить только в национальных университетах и вузах федерального значения. И то лишь для 30% выпускников бакалавриата. В остальных же вузах магистратура полностью перейдет на платную основу.

Наконец, пятое: действующий закон, устанавливая ступени, а не уровни высшего образования, позволяет студентам получить отсрочку от призыва на военную службу на весь период обучения. Правительство же предлагает вводить именно «уровни» высшего образования. В свою очередь, закон о воинской обязанности и военной службе предусматривает, что отсрочкой для получения образования данного уровня студент вправе воспользоваться только один раз. Поэтому в случае принятия предложений правительства, вместе с дипломом бакалавра выпускнику можно будет смело вручать повестку военкомата. Пойдёт ли бакалавр в магистры после армии – сложно сказать.

Но главный вопрос, который мы задаем сегодня: ради чего все это делается? И разумного ответа – нет. Болонский процесс? Западные стандарты? Запрос рынка? Несерьезные аргументы. Наша система образования всегда была нацелена на решение не только текущих, но и долгосрочных задач. Нельзя ставить целью - совпасть с запросом сегодняшнего рынка труда. Этот запрос – изменчив. Это неправильный ориентир. Нельзя в вопросах образования равняться на чужие стандарты, если наши – лучше, эффективнее.

Коллеги, общий вывод такой:с принятием этого законопроекта качественное высшее образование будет фактически сосредоточено только в магистратуре, получать его бесплатно сможет только часть студентов, преимущественно Москвы и Санкт-Петербурга, а для остальных оно будет – платным.

Голосуя за этот законопроект, Вы голосуете за то, чтобы фундаментально изменить характер, систему и содержание отечественной вузовской подготовки. Вы голосуете за недоступность высшего образования.

КПРФ будет голосовать против.

Благодарю за внимание».

Несмотря на то, что голосование действительно было предрешено, результаты показали: даже у этой послушной Думы законопроект вызывает протест. И если бы какая-то часть депутатов «Единой России» дрогнула – он не был бы принят. Посмотрим цифры: «за» – 295 человек, «против» – 102, «воздержалось» – 0, остальные не голосовали. А теперь результат «Единой России»: 293 – «за», 11 – «не голосовало». То есть из 295 депутатов, поддержавших закон, – 293 депутата-единоросса. Даже у ЛДПР, всегда и везде последовательно следующей за «Единой Россией», нашлись те, кто не просто спрятался и никак не голосовал, как Владимир Жириновский, но и те, кто нажал кнопку «против».

О чем говорит этот думский барометр? О том, что доказать необходимость этой реформы высшего образования ни правительству, ни единороссам не удалось. О том, что ее вредность теперь, к несчастью, докажет жизнь. Наконец о том, что пострадавшие - рано или поздно предъявят счет. А от принятого 16 мая закона пострадают не только студенты. Пострадает вся страна.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Облако тегов

Архив новостей

Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Январь 2024 (1)
Ноябрь 2023 (1)
Октябрь 2023 (2)
Сентябрь 2023 (1)

Ссылки

{sape_links}
^