» » Искусство опустошения (9-10)
Информация к новости
  • Просмотров: 173
  • Автор: alla
  • Дата: 10-03-2019, 14:35
10-03-2019, 14:35

Искусство опустошения (9-10)

Категория: Россия

                                                                             9. Кто герой?
      Две значительные в истории нашей страны фигуры: «Исаич» и Исаев. Солженицын и Штирлиц. Они очевидно противостоящие друг другу фигуры и не могут героями быть одновременно, стоят по разные стороны баррикады. Думаю, не надо объяснять, кто по какую. Неважно, что одна реальный человек, другая  образ с реальным прототипом, главное - одна кровно советская, другая в корне антисоветская фигура. Дело даже не в том, что Солженицына посадили, когда  «Штирлиц» воевал. Ошибки случались. Суть противостояния в том, что активное уничтожение советского мира началось с перемены взгляда: когда беспримерная наглость и ненависть Солженицына к своей родине перестали казаться советским людям чем-то отвратительным, представились подвигом.
      Чтобы вы понимали цепочку происходящего и в цепочке своё место: нельзя быть солидарным с Солженицыным и уважать советское время одновременно. Это «выверт», который плохо оканчивается. Солженицын – один из самых матёрых сознательных убийц Советского Союза. Либо он – герой, либо Советский Союз – плохо. Но Советский Союз не может быть плохо, потому что: 1) страна –победитель; 2) народ – победитель; 3) советское прошлое – это то, за счёт чего живут уже много лет потомки, паразитируя на нём; 4) советская культура (песни, кино, события как основа для современных фильмов, рождающих гордость), советский дух, – это тот дух, который вызывает массу приятных эмоций и помогает человеку по-прежнему чувствовать себя человеком.
      Следовательно, плохо – Солженицын. И плохо, очень плохо ставить его в пример.
      Ну и, следовательно, плох тот, кто ставит его в пример. 
      Однако кому-то кажется, что и Солженицын прав, и Путин, его возвеличивающий, курс властей правильный потому, что всё достаточно хорошо:  есть что покушать, что купить, чем себя развлечь... Это от неумения заглянуть в завтрашний день. Ничто не защищает человека так, как способность заглядывать вперёд. Допустим, с крыши нависает – огромная сосулька или шапка снежная. Что это значит? Значит, той дорогой лучше не ходить. Да, та дорога просторнее, а по другой – буераки-реки-раки, но из предосторожности не стоит подвергать себя опасности. С человеком так; с народом тоже. Важно уметь просчитывать последствия. Откуда изобилие? От советского долговечного. Пока к существующему богатству прибавляется новое быстроумирающее, пока всё это вместе, кажется, что изобилие. Но когда долговечное придёт в полную негодность – всё-таки оно не бессмертное, что останется? Коротко существующее и быстро разваливающееся. И вот тогда наступит конец «изобилию», основанному на заботе наших предусмотрительных предков,  создававших для нас «на века».
        Приведу пример опасного износа (в Краснодарском крае): «С наступлением жары в изношенных распределительных сетях края в разных населенных пунктах происходит ежедневно до 15—17 аварий. Ситуация в Крыму аналогичная».
      И это не тот случай, когда Берлиоз не знал, что Аннушка разлила масло. Здесь Берлиоза сто раз предупреждали и носом тыкали: не ходи той дорогой, там Аннушка масло разлила… и карту рисовали, ленточки развешивали, «кирпич» рисовали. А он знай пёр себе… Допёр; поскользнулся, упал, голову ему отрезало, и кто-то объяснил: так у него на роду было написано. То есть если наш народ подорвётся на этой мине, на своей глупости, кто-то скажет: такая судьба, так бог распорядился. Интересно, однако, что были времена в нашей истории, когда народ не был глуп. И, ещё интереснее, двигался он тогда совсем в другом направлении.
      Или, может быть, ему тоже стоило жить для себя, как сегодня живут? Но, пардон, тогда что бы вы имели сегодня?
       Впрочем, кто-то воображает, что без советского времени Россия была бы гораздо лучше. Те, кто не смотрит старых фильмов на Новый год…                        
 

10. Сыр выпал…  

         Пословицу о друге можно ещё так изложить: скажи мне, как работают твои подчинённые, и я скажу, какой ты руководитель. При Сталине могли в жуткой обстановке перебросить полторы тыщи заводов на Восток, а при Ельцине – остовы заводов… а при Путине – на месте заводов развлекательные центры. Ну, хоть бы воздух стал чище - так нет, грязи больше. Включая радиоактивные отходы, собираемые в Россию из других стран.
          Не жалуя подчинённых президента, граждане России к их начальнику требований не предъявляют. Они вообще ведут себя странно. Боятся остаться без работы, боятся, что станет хуже, боятся вернуться в «лихие 90-ые» - и именно эти годы считают временем освобождения от страха, ими владеющего теперь. Они живут от праздника к празднику сквозь тяжёлые будни, в которых много наблюдают бардака, в своём монастыре по чужому уставу, при этом считают себя самостоятельными, а свою жизнь достойной. Их сложно привести к прозрению: всё равно что Грицацуевой доказать, как ошиблась в Бендере. Та же классика жанра: «Остап вынул из бокового кармана золотую брошь со стекляшками, дутый золотой браслет, полдюжины золочёных ложечек и чайное ситечко.
     Ипполит Матвеевич в горе даже не сообразил, что стал соучастником обыкновенной кражи.» (Ильф и Петров, «Двенадцать стульев»)
      Вот так в России миллионы людей, одни не сознавая, другие осознавая своё падение, третьи гордясь им, становились соучастниками кражи. Тому, что происходило когда-то, тому, что по-прежнему имеет место быть, есть ещё иллюстрация: «Ворона каркнула во всё воронье горло – сыр выпал…»10Пока страна, как ворона из басни, заворожено внимала песням о собственной демократичности, правильности, прогрессивности, пока она восхищалась своей православностью,  утопала в ненависти к поработившим её колхозным совкам, упивалась новостями о восстановленном величии и обретаемом ею богатстве, её обдирали, обдирали, как липку: одно предприятие, другое, третье… кто за миллион, кто за тысячу; кто за пять звёзд, за четыре, за три – за отели, кредит, ипотеку, за водку, голый зад на экране, продадим всё: заводы, пароходы, пятьсот тонн урана, лес, землю… Родина ведь большая, с неё не убудет! Ну, а если убудет, мы все переберёмся жить за рубеж.
        Разбой уже не нужен. На жадину не нужен нож – ему покажешь медный грош… На хвастуна не нужен нож – ему немножко попоёшь… Как в басне:  
        - Голубушка! (Россия) Как хороша! Какие пёрышки, какой носок...
        Россия… голубушка… Говорят, жить теперь стало легче. Ну да. После того, когда тебя пинали семь дней в неделю, пинки два или даже пять дней в неделю кажутся раем. Сначала народ презирали и без стыда тырили его богатства, потом богатства «тырят» вежливей, при этом дружески жмут руку и ласково треплют по щеке: хороший народ… умный...  Помните песенку лисы Алисы и кот Базилио в советском кинофильме «Буратино»:
           - Какое небо голубое!
           Мы не сторонники разбоя:
           на дурака не нужен нож,
           ему с три короба наврёшь -
           и делай с ним что хошь!
 
           Не понимаю, почему так. Ведь басню Крылова учили все советские дети. Сказку смотрели все советские дети. Пословицы знают все. А воспользовались знаниями единицы…
           И всё-таки, насколько прозорливы оказались советские мастера, взять хотя бы творцов  «Буратино». Все эти скидки, акции сегодня: «Успей купить!» - до чего в точку отражены:  «Сегодня же самая последняя ночь, когда можно сеять деньги! Не успеем! Опоздаем! Не посеем, не пожнём. Что творится, я не знаю… Буратино, ты сам себе враг…»
          Нет, не только в России наивные люди ждут, когда вырастет дерево, всё усыпанное золотыми монетами. Просто в России коту и лисе легче обогатиться. Потому что «там мышь, свой человек»…
          Так рассудить, выбор-то понятен. С одной стороны нравоучительный социализм со своими нотациями, с другой – дерево с золотыми монетами. Твоё дерево. Твоё личное дерево. С твоими личными золотыми монетами…  с одной стороны. С другой – риск угодить в чулан с пауками, которые «поучают, поучают…» Выбор понятен. Удивляться тут нечему. Удивляют люди, которые выбирают социализм. Выбирают золотой ключик не потому, что он золотой, а потому, что им открывается потайная дверь в мир, полный счастья.
          А где находится дверь? В каморке бедного папы Карло. Нищета у него, даже очаг - и тот нарисован… бедный, бедный социализм…
          Иначе говоря, богатство не ради богатства, а ради мира – это какое? Народное. Его трудно добиться, ещё труднее удержать: ведь нужно уметь им распоряжаться. И это тоже искусство, но – другое. Из области сказок. В общем и целом, к счастью (куклы) – в одну сторону, к роскоши (кукловоды) – в другую: разные курсы.
      В сказки верят дети. «Не будете как дети – не войдёте…»
      «…в царствие небесное.» (И.Христос) Переводя на язык более доступного образа: не найдёте и не откроете заветную дверь («Буратино»). Или, переводя на язык образа советского (В.Маяковский): «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью».
       Когда Христос говорил, что «победил мир»11, призывая своих учеников иметь мужество в достижении поставленных перед ними целей, вряд ли речь шла о победе над миром, похожим на сказку потому, что в нём торжествует добро. Несомненно, Сын Человеческий дал людям право на победу добра над миром гораздо менее совершенным, ради чего и шёл на распятие; «Со времён же Иоанна Крестителя и доныне Царства Небесного необходимо добиваться, и лишь добивающиеся достигнут его», - (11.12) если верить Евангелию от Матфея и комментарию к нему, «добиваться» - дословно: «брать приступом», «решительно прорываться». Что это как не русское «добро должно быть с кулаками»? Что это как не призыв к решительным победам, которые кажутся недопустимыми? Здесь в помине нет телячьей покорности обстоятельствам.           

      Теперь уже не всегда обязательно идти на распятие для того, чтобы добро победило, хотя всё же нелегко добиваться его победы. Так было и в советское время, когда приходилось воевать со старым миром, одевшим маски. Свету верить трудно, особенно когда мир окутан мраком, но ведь только благодаря этой вере мир перестаёт быть мрачным: луч за лучом...

      Какое ещё дал людям право Иисус? Читаем там же: «Уверяю вас: среди рождённых женщинами ещё не появлялся человек более великий, чем Иоанн Креститель. Однако в Царстве Небесном даже самый последний превосходит его.» (11.11) Если лучший из лучших со временем оказывается хуже последнего, о чём речь? 

      О развитии.

      Сын Человеческий подарил миру право на развитие, а точнее, напомнил об имеющемся праве. Поэтому смешно, когда люди, воображающие себя христианами, ругают советское время, развившее в человеке высокие помыслы и стремление сражаться за добро, побеждать зло. Ошибка заключалась в том, что в какой-то момент помыслы оказались слишком высоки, оторваны от реальности, действительность потеряла связь с мечтой. Но разве развитие каждый свой день и час бывает безошибочным? Тогда бы не существовало необходимости в прощении вин и исправлении грехов…

     
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
10  Крылов И.А. «Ворона и лисица»
11  Благая весть
 
 
_Продолжение следует_ 
 
 
Афанасьева Алла
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Облако тегов

Архив новостей

Апрель 2019 (9)
Март 2019 (14)
Февраль 2019 (12)
Январь 2019 (28)
Декабрь 2018 (6)
Ноябрь 2018 (10)

Ссылки

{sape_links}
^